Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
статья
Виды и формы работы по взаимодействию с емьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznyh_form_vzaimodeystviya_s_semyami.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Выполнила: учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В последнее время все больше внимания уделяется развитию и воспитанию ребенка в семье. Семья является первичным институтом воспитания и по длительности своего воздействия на личность превосходит все прочие институты, а поэтому переоценить ее роль в развитии ребенка невозможно. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, во многом предопределяет его жизненный путь, его место в обществе, что придает проблеме семейного воспитания государственную значимость.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья и образовательное учреждение часто становятся основной средой развития. Однако многие родители недооценивают важность семейного воспитания, тем самым замедляя или блокируя процесс развития ребенка, что и обуславливает необходимость организации системы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
Система работы с родителями должна быть направлена на природосообразное развитие ребенка, которое зависит от уровня сформированности восприятия ребенка и социально желательного стиля поведения в семье. Деятельность , организованная педагогами, предполагает три взаимосвязанных направления:
- групповые занятия с родителями
- организация совместной деятельности родителей с детьми
- индивидуальные занятия (консультации)
Групповые занятия направлены на понимание родителями особенностей и возможных путей развития детей, формирование позитивного отношения к ребенку, умения его понять и принять. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности проводится с целью развития потребностей и навыков продуктивного взаимодействия с ребенком. Отличительной чертой индивидуальных занятий с родителями является то, что они строятся с учетом особенностей типа семейного воспитания в каждом конкретном случае.
Эффективной формой проведения групповых занятий с родителями является педагогическая мастерская.
Педагогическая мастерская представляет собой образовательную технологию, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Данная технология предполагает активность всех участников, направлена на их «погружение» в процесс поиска, познания и самопознания, позволяет каждому выстроить свое знание и понимание ситуации. Участники мастерской перестраивают свой прошлый опыт с учетом того нового знания, которое они сами открыли в ходе мастерской.
Совместная деятельность помогает родителям лучше понять особенности своего ребенка, адекватно оценить его возможности и научиться на практике взаимодействию с ребенком, способствовать его развитию и самореализации. Организация игровых форм совместной деятельности родителей с детьми способствует раскрытию психолого-педагогического потенциала игры, развитию у родителей умения подбирать и организовывать игры с учетом возрастных и типологических особенностей детей, вырабатывает потребность в общении и взаимодействии. Данное направление включает в себя привлечение родителей к организации и проведению тематических утренников, спортивных мероприятий, конкурсов, проектов и т. д. Важно, чтобы родители явились не зрителями, а активными участниками, действуя в паре со своим ребенком. Действия в паре позволяют родителям адекватно воспринимать и оценивать возможности своего ребенка, оказывать ему помощь и устанавливать социально желательный стиль взаимодействия.
В системе работы с родителями организация и проведение индивидуальных занятий по вопросам развития и обучения детей — одно из важнейших направлений. В ходе индивидуальных занятий внимание родителей акцентируется на особенностях его ребенка, проблемах и успехах, динамике развития относительно самого себя, обсуждаются индивидуальный образовательный маршрут и пути его реализации. В ходе индивидуальных консультаций родителям даются рекомендации по изучению психолого-педагогической литературы по направлениям: общие вопросы воспитания детей, особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и пути взаимодействия с ними, сборники развивающих игр и упражнений.
Таким образом, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями, а также организация совместной деятельности родителей и детей способствует формированию естественного восприятия родителями ребенка и установлению социально желательного стиля взаимодействия с ним.
В работе с дошкольниками с ОВЗ очень важно тесное взаимодействие с родителями воспитанников, поэтому в нашей группе с 2012 года работает родительский клуб «Чадушки».
В рамках родительского клуба «Чадушки» воспитателями Героевой Т.В., Караковой А.А. и учителем-дефектологом Бареевой Т.В. были проведены мастер-классы (тестопластика, тряпичная кукла и др.), творческие мастерские, консультации для родителей по приобщению детей к народному творчеству, создавались совместные проекты «Моя семья», «Мой любимый ребенок», «Мой папа- защитник Отечества», «В гостях у лета» и др, проводились совместные праздники и экскурсии., выставки и спортивные досуги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. «Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потом...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Использования ИКТ оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Использование интерактивной доски для сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС ДО....
Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"
В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...
Основные направления и формы взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ТНР. Консультация
Родители часто недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно ...