Конспект поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Башня плотности»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Башня плотности»
Возраст: 6-7 лет
Образовательная область: познавательное развитие
Педагогические технологии:
технология исследовательской деятельности
Степанова Людмила Борисовна
Воспитатель
Санкт-Петербург
2016
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Башня плотности»,
осуществляемой в процессе познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования
Цель: продолжать знакомить детей с различными веществами и их свойствами (плотность)
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
1. Уточнять представления детей о свойствах жидких веществ (вода, растительное масло)
2. Расширить представление о смешивании жидкостей (вода и пищевой краситель, масло и вода)
3. Познакомить с понятием плотность вещества.
4. Развивать любознательность и познавательную мотивацию к исследовательской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать умение общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Формировать основы безопасного поведения при работе с различными веществами.
Речевое развитие:
1. Обогащать активный словарь детей.
2. Развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развивать умение передавать наблюдения в схемах и рисунках.
2. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира.
Физическое развитие:
1. Развивать умение выполнять действия в соответствии с текстом.
2. Развивать равновесие, координацию движения, моторику обеих рук.
Предварительная работа:
Пополнение материалов в центре экспериментирования.
Проведение опытов по определению свойств жидких и твёрдых веществ, их взаимодействия.
Оборудование и материалы: магнитофон, халат, очки, перчатки, стаканы, колба, мед, вода, масло, шуруп, макаронина, пробка, пищевой краситель, таблетка шипучего аспирина, бумажные воронки.
Ход непрерывной образовательной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.
- Присаживайтесь на свои места.
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную и волшебную страну ДОКОРУПО.
На доске вывешивается табличка с названием страны.
- А вы знаете, что это за страна такая?
- Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку великая эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что с тобою находится рядом,
То не придется дорогу искать
В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.
- Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами – глазами исследователя и экспериментатора.
- Ну что же, давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади» (3 раза).
- Вот мы с вами и оказались в удивительной стране ДОКОРУПО, а правит в ней великий Знай. Он оставил для нас посылку.
Воспитатель открывает посылку, из которой достаёт три стаканчика с жидкостям (вода, мёд, растительное масло).
- Как вы думаете, что это за жидкости? Как вы догадались?
- Давайте вспомним, какими свойствами обладают эти жидкости.
Воспитатель достаёт из посылки накидку, колпак, перчатки и очки.
- Ребята, как вы думаете, зачем Знай оставил нам эти вещи?
- Верно, мы с вами оказались в стране экспериментирования, а здесь нужно соблюдать правила безопасности при работе с разными веществами.
Повторение правил безопасности.
1. Работать в специальной одежде на столе.
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
3. Не стоит все пробовать на вкус.
4. Наблюдать за опытом на безопасном расстоянии.
Воспитатель одевает спецодежду.
- Теперь я вижу, вы готовы к проведению опыта. Приступаем!
- Мы уже говорили с вами о свойствах жидкостей. Сегодня я хочу вас познакомить с плотностью разных веществ и показать, какие чудеса могут происходить благодаря этому удивительному свойству.
- Все вещества вокруг нас состоят из молекул. От того как близко или далеко расположены молекулы вещества и какой вес имеет каждая из них зависит его плотность. То есть чем ближе молекулы, а чем дальше расположены молекулы, тем …
- Правильно. А как вы думаете, какая из этих жидкостей самая плотная? Как это проявляется?
- Верно, это мёд. Давайте перельём его в колбу и нарисуем в ваших листах по экспериментированию.
- А как вы думаете, что произойдёт, если я налью в колбу воду?
- Что ж, давайте проверим.
Воспитатель аккуратно наливает через бумажную воронку воду с красителем.
- Что же получилось? А вы догадались, почему?
- Нарисуйте на листочках и этой слой.
- У нас осталось растительное масло. Как вы думаете, что произойдёт? Проверим?
- Почему же растительное масло осталось на поверхности воды?
- Совершенно верно. Нарисуйте и этот слой на ваших листочках.
- Итак, мы сейчас увидели, что жидкие вещества обладают разной плотностью. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Но нас окружают и другие вещества. Они могут быть твёрдые и газообразные.
- Я хочу вам предложить проверить, как взаимодействуют жидкие и твёрдые вещества. Но для этого вы должны разгадать загадки дедушки Зная. Вы готовы? Тогда я начинаю:
1. Хоть в шляпе - не гвоздик
Ребрист он и щупл.
Отвёрткою в мостик
Вкрутили … (шуруп)
2. И деревенские, и городские -
-Люди любят изделия сухие.
Едят вместо хлеба и картошки.
Кто очень много?
А кто понемножку? (Макароны)
3. Круглый, гладкий, без углов,
Целый день скакать готов? (Мячик)
- Все загадки разгадали,
Вы, наверное устали.
Предлагаю отдохнуть
В мячик поиграть чуть-чуть.
- Сначала нам мячики нужно накачать насосом.
Физкульминутка «Мячики»
Девочки и мальчики
прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.
- Замечательно! А теперь продолжим наши эксперименты. Вспомним, какие вещества вы разгадали в загадках. По своим свойствам они жидкие, твёрдые или газообразные?
- Верно. А сейчас мы попробуем опустить все эти вещества в нашу колбу.
Воспитатель опускает по очереди предметы в колбу.
Посмотрите что происходит. Какой вывод мы можем сделать?
- Зарисуйте результаты нашего опыта.
- А теперь наступило время самого настоящего чуда. Перед вами колба, в которую я налью сначала растительное масло, а потом воду.
(Воспитатель выполняет соответствующие действия)
- Что вы видите? И что это значит?
- Правильно. У меня есть шипучая таблетка Аспирина, в которой много-много мельчайших газов. Я опускаю таблетку в воду… И перед вами чудо!
Давайте полюбуемся этой красотой превращений.
Воспитатель включает музыку.
- Ребята, вам понравилось путешествовать в стране ДОКОРУПО? Что нового вы сегодня узнали?
- Верно. Все вещества обладают разной плотностью, от которой зависят их свойства. Соединяя вещества разной плотности, можно понять, почему одни предметы тонут в воде, а другие остаются на её поверхности. Почему некоторые жидкости хорошо растворяют вещества, а другие никак не могут перемешиваться. В результате опытов можно сделать много открытий и получить более точное представление об окружающем нас мире. Может среди вас тоже есть исследователи, которые откроют для человечества что-то новое и необычное…
- Спасибо вам за работу! И помните удивительное рядом, нужно просто протянуть руку.
- До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Мастер - класс: поисково-исследовательский, краткосрочный проект в подготовительной группе «Играем в учёных»
Тема проекта "Наука и техника", мастер - класс "Играем в учёных"...
Конспект игровой образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительной деятельности Тема: «Городецкая роспись».
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев.Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Провела: Воспитатель подготовительной группы Андреева Светлана Алексеевна. 2018 год.
Чтение сказки Т.Н.Лепихиной «Искорки добра» Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя сказки.Формировать целостное ...
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.
Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...
Поисково-исследовательский проект в старшей - подготовительной группе «Звездочки» «Берегиня»
Цель: Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений; определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе; сформировать представления о новых лекарстве...