Мастер - класс: поисково-исследовательский, краткосрочный проект в подготовительной группе «Играем в учёных»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
Тема проекта "Наука и техника", мастер - класс "Играем в учёных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое мероприятие по проеку " Играем в учёных" | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
- Основываясь на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса, хочу поделиться краткосрочным проектом в нашей группе «Играем в учёных». Тема проекта «Наука и техника» по графику годового планирования.
Актуальность проекта
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, тема этого проекта очень актуальна.
- Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта: Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством. Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников.
- Понятие «детское экспериментирование» предложено академиком Н.Н. Поддьяковым, представлено на экране. Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
- Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования дошкольник
получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
- Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дала положительные результаты. Мы не ожидали такого интереса, такого отклика каждой семьи к этой теме. Приняли участие все. Дома родители с детьми проводили опыты на разнообразные темы, зарисовывали, составляли алгоритм проведения, подготавливали материал ( шарики, яйца, свечи, магниты, …)Родители спрашивали: «Получился ли опыт у моего ребёнка?», «Какой опыт был самым интересным?». Но самое интересное, многие до сих пор продолжают рассказывать, какие ещё опыты они провели дома.
- Конечно, такой интересный проект не укладывается в рамки двух недель. Нам, как творческим людям, хочется продолжать и развивать эту тему. Впрочем, что мы и делаем, т.к. познавательная активность наших детей на высоте, грустить нам не приходится. Мы знаем, что мы должны развивать тему, исходя из интересов ребёнка, но это не всегда получается. Я хочу рассказать о самых интересных опытах. Вот, например, говоря о планете Земля, рассматривая глобус, последовал вопрос: «А что внутри?» Посмотрите на слайд, что у нас получилось, легко и доступно возрасту детей.
- Начиная проводить опыты, мы с ребятами обсудили правила безопасности и зарисовали их, поместив в книгу опытов. И я создала подборку правил работы с водой, песком, стеклом в стихотворной форме.
- Проводя эксперимент – наблюдение за всходами различных семян, мы решили их посадить в необычную субстанцию - вату. Детских вопросов последовало много, и мы посадили те же семена и в землю. В земле всё же всходы появились быстрее. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований (нарисовали глазки, поставили на скейтборд).
- Опыт «волшебное яйцо» стал двойным и совсем не запланированным. Кира хотела нам показать отличие сырого яйца от варёного, но когда стала крутить, сырое яйцо раздавила. И каково же было её удивление, что яйцо внутри жидкое и такое хрупкое.
- Опыт с магнитом был очень правильный и научный, с доказательствами и рассуждениями.
- Опыт с яблоком возник во время падения яблока у ребёнка, таким образом, мы познакомились с учёным Ньютоном. Дети попотбрасывали тогда много предметов, поразвлекались…
- Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. У нас дети фиксировали результаты поочерёдно, приносили свои опыты с готовым результатом. И как итоговый результат, мы создали книгу опытов.
- Наша книга опытов продолжает пополняться. Она состоит из опытов, созданных детьми в семье, и опытами, проведёнными в группе. Все опыты представить в презентации не было возможности (всё не зафотографируешь) в принципе, это и не нужно. Это были опыты с увеличительным стеклом и пылью, тонет – не тонет, кошкин язык, расчёска притягивает фольгу, таинственное письмо (со свечой), вода склеивает, звёзды светят всегда, воздушный шарик и иголка, объём лёгких и др.
- Предлагаем Вашему вниманию литературу по теме.
- И наша лаборатория: коллекция камней, перьев птиц, ракушек, тканей, пуговиц, гербарий с нашего участка. Подборка семян, круп, косточек. Различные баночки, трубочки, приборы- измерители.
- В заключение хочу поблагодарить за проявленный интерес . Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...
Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы".
Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы"....
Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"
Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"...
Космос - краткосрочный проект для подготовительной группы
Несколько лет назад мало кто из вчерашних мальчишек мало кто не хотел стать космонавтом.Эта мечта совсем неактуальна для современных детей.Между тем ,космические пираты,звездные войны и другие ...
Творческий краткосрочный проект в подготовительной группе № 8 детского сада «Волшебные цветы в детских сказках»
Творческий проектв подготовительной группе...
Мастер-класс «Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»
laquo;Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»...
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе «Играем вместе!»
laquo;Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…»...