Проектная деятельность – один из методов педагогической поддержки участников образовательных отношений
статья по теме
Актуальность проблемы создания партнерских отношений с семьями воспитанников ДОУ, направленных на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, связана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в части реализации программы детского сада. Поэтому воспитателю необходимы определенные технологии, которые, согласно ФГОС ДО, требуют не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним. Такой технологией может стать педагогика поддержки. Это деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
В статье раскрывается понятие педагогической поддержки. Дана более подробная характеристика методу проектов, как одному из методов педагогической поддержки, перспективному в решении задач социализации и индивидуализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность – один из методов педагогической
поддержки участников образовательных
Проблема взаимодействия семьи и ДУ всегда остается актуальной. Один из центральных моментов этого вопроса - поиск действенных способов сотрудничества, одинаково необходимых и педагогам, и родителям.
Родителям - для того, чтобы научиться понимать, что такое детство и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
В рамках требований ФГОС дошкольного образования важной задачей дошкольной организации при разработке образовательной программы должно быть выделение части программы, формируемой участниками образовательных отношений, которая «…должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей…»
Для более успешного освоения детьми Основной образовательной программы ДУ, воспитателю необходимы определенные технологии, которые, согласно ФГОС ДО, требуют не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним. Такой технологией может стать педагогика поддержки. Это деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Понятие "педагогическая поддержка" носит комплексный характер и выступает частью образования как целого. Это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал ребенка, включающая помощь и детям, и родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей.
Педагогическая поддержка обеспечивает 2 разных направления в становлении личности ребенка: социализацию (формами которой являются обучение и воспитание – это процессы приобщения к общему и должному) и индивидуализацию личности (система средств, способствующая осознанию ребенком своего отличия от других).
Осуществляя педагогическую поддержку, педагог помогает ребенку обрести уверенность, закрепить положительные качества и проявления, защищает от отрицательных воздействий из вне, способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности.
Вышесказанное можно представить, как систему педагогической поддержки и изобразить в виде схемы, где педагогическая поддержка носит комплексный характер и выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Педагогическая поддержка не означает "просто погладить ребенка по голове", а выражается в позиции педагога по отношению к личности ребенка и предполагает использование различных методов. Например,
метод самонаблюдения за собственными действиями,
метод коллективного анализа деятельности,
метод поисковых вопросов и проблемных ситуаций,
метод побуждающих и направляющих диалогов,
метод социального моделирования.
Эти методы, согласно ФГОС ДО, требуют от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействие с ним.
Отдельно хочется отметить метод проектов. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Определяя тему, цель и способы реализации проекта, мы опираемся на индивидуальные особенности и возможности отдельного ребенка и группы в целом. Часто темы проектов рождаются из интересов детей. Актуальность темы дает детям возможность активно участвовать в проекте, экспериментировать, обобщать и применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Так как метод проектов основан на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он может быть использовании как один из методов педагогической поддержки.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь хотелось бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно подключить родителей. Какова же роль родителей в проектной деятельности? Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно для сплочения детей и родителей, для улучшения внутрисемейного общения.
Привлекая родителей к проектной деятельности, мы таким образом организуем их сотрудничество и партнёрство с их ребёнком и нами, педагогами. А также оказываем им содействие в этом.
Естественно, педагог является центральной фигурой, координирующей проектную деятельность, и оказывает педподдержку и ребенку, и его родителям в процессе реализации проекта. Если мы говорим об использовании педподдержки в отношении детей, то о методах было сказано ранее. Если говорить о педподдержке в отношении родителей, то хочется обратить внимание на проведенное исследование включенности семьи в проектную деятельность.
Работа началась с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта. Проанализировав полученные данные, мы определили качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить 4 группы родителей.
Родители-лидеры – активные участники педагогического процесса.
Родители-исполнители - заинтересованные в успешности своих детей.
Родители-критические наблюдатели – заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
Родители равнодушные – не считающие нужным взаимодействовать с педагогом, ведущие себя отстраненно.
Для привлечения родителей нами были выбраны формы сотрудничества, направленные на:
- на обогащение родителей знаниями о методе проектов,
- на прямое участие родителей в педагогическом процессе,
- на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях.
Для каждого родителя подбирались приемлемые формы взаимодействия. Если говорить о малоактивных по тем или иным причинам родителях, то чаще использовались индивидуальные формы: online консультации, общение по телефону, непосредственные беседы и т. д.
Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Новые данные исследования показали положительный уровень включенности родителей в проектную деятельность.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.
Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что проектная деятельность является эффективным методом педагогической поддержки и перспективной в решении задач социализации и индивидуализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. «Педагогика поддержки» Издательство – М.:МИРОС, 2001. – 208 с.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-734790-1454373752.jpg)
«Интерактивные методы как основа эффективного общения всех участников образовательных отношений»
В настоящее время важными результатами образования становятся: готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. О...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-1169978-1570018966.jpg)
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1299963-1611430872.jpg)
Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"
Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" "Фруктовый салат для бельчат"
Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Кулинария". Занятие предназначено для детей 4-5 лет. Цель занятия закреплять понятия «фрукты»; учить ре...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье расмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации взаимодействия с участниками образовательных отношений, которые позволяют решать повседневные задачи, являющиеся залог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект совместной деятельности по части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» для детей 4-5 лет "В гостях у Карлсона"
Материал предназначен для педагогов, работающих по программе кулинария в детском саду....