Формирование первичных понятий «Духовность» и «Нравственность» у дошкольников
статья на тему
Работа детского сада №1 «Улыбка » р.п. Озинки Саратовской области по формированию первичных понятий «Духовность» и «Нравственность» у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование первичных понятий «Духовность» и «Нравственность» у дошкольников | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа детского сада №1 «Улыбка » по формированию первичных понятий «Духовность» и «Нравственность» у дошкольников
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В воспитании духовности и нравственности особенно важно привить эти душевные качества с самого раннего возраста, поэтому именно в детском саду начинается первоначальное формирование этих понятий.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму, пользоваться своими чувствами осознанно.
Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который своим примером закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
Мы начинаем работать по данному вопросу с детьми младших групп.
Именно ранний возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности. Главная задача детского сада в данном направлении – заложить основы становления духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В своей работе воспитатели ДОУ проводят различные НОД, беседы, игры, развлечения по теме «социальный мир», «художественно-эстетическое развитие». На НОД уже с раннего возраста дети знакомятся со своей семьёй, Родиной, историей родного края, во всех группах оформлены уголки по патриотическому воспитанию . Педагогами оформлены альбомы : «Мой родной край» , «Моя семья», «Моя родина- Россия».
В работе по данным направлениям воспитатели используют литературу, рассказывающую о приобщение детей к истокам русской народной культуры», методические пособия «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Эти книги знакомят наших воспитанников с произведениями фольклора (р.н. сказки, песенки, хороводные игры, считалки, загадки и т.д.), дают подсказки родителям, педагогам, как использовать тот или иной материал.
В своей работе воспитатели реализуют проекты, направленные на формирование правильного мировоззрения, привитие детям духовных и нравственных качеств. На протяжении трех лет воспитателем Брагиной Е.А. реализовывался проект на тему «Моя семья».
Его цель – воспитание у детей любви и уважения к членам семьи, формирование у них представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, таких как любознательность, наблюдательность.
В ходе реализации проекта были выпущены семейные газеты к праздникам, альбомы: «Моя семья», «Моя родословная», «Что в имени тебе моем?», оформлены индивидуальные семейные проекты: «Я спешу вам рассказать…» «Как я провел лето». Подготовлены совместные встречи родителей и детей, где они вместе познавали неизведанный мир Детства, проведены развлечения, досуги и праздники по различным тематикам.
В ходе совместной работы мы еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле Воспитания. Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. В нашей группе стало меньше конфликтов между детьми. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, походы, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки. Работа над проектом дала свой результат: удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел, и наша новая идея – это создание книги летописи нашей группы, размещение опыта работы в социальных сетях, разработка сценария и проведение Выпускного бала.
Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
На базе ДОУ был проведен практический семинар на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии ФГОС ДОУ». Воспитатель Корнева Ю.М. провела игровой час на тему »Моя семья»; воспитатель Ильина А.В. познакомила с проектом на тему «Моя Родина- Россия» цель которого - воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма , уважения к своей Родине, формирование нравственно-патриотических качеств . С целью формирования представлений о России как о родной стране музыкальный руководитель провела развлечение на тему «Это русская сторонка- это Родина моя».Состоялась деловая игра на тему «Воспитать патриотов России», прошёл мастер- класс на тему «Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир».
Частью духовно- нравственного воспитания является православное воспитание. На базе нашего дошкольного учреждения работает кружок «Основы православной культуры» по духовно- нравственному православному образованию и воспитанию. Первым шагом по внедрению кружка «Основы православной культуры» в ДОУ было выяснение отношения родителей наших воспитанников к вопросу сохранения традиций православной культуры, их осведомленность по данной теме. Разработана анкета, на вопросы которой ответили родители старшей группы, 80% родителей дали согласие на деятельность такого кружка в МДОУ и высказали следующие пожелания по духовно- нравственному воспитанию ребенка:
- знание и почитание православной культуры;
-воспитание нравственности, любви, сострадания и уважение к ближним;
-воспитание любви к людям, родному краю;
-почтительное отношение к родителям , старшему поколению.
Таким образом был определен социальный запрос родителей на введение изучения основ православной культуры в дополнительную образовательную деятельность детского сада. Руководители кружка - Жулина Людмила Анатольевна, Кувшинова Марина Александровна. Они являются преподавателями воскресной школы «Лоза». В своей работе преподаватели используют примерную основную общеобразовательную программу «Добрый мир», которая разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании». Программа, обеспечивающая достижение духовно-нравственного развития детей ,предназначена для детей от 5 до 7 лет. Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра – путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной группе на празднике прощания с детским садом как «Окончание путешествия».
Мы работаем в тесном контакте с настоятелем храма Федоровской иконы Божий Матери протоиереем Стахием Жулиным.
Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь работы в детском саду, чтобы семья и образовательное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга.
Воспитателями ДОУ были проведены родительские собрания «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста», на которых знакомили родителей с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме, также были даны рекомендации родителям по воспитанию у детей нравственных качеств. На собрании родители обменялись опытом семейного воспитания по проблеме. Также родителям для ознакомления была предложена выставка методической и художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию.
Заключение:
От уровня культуры взрослых, педагогического мастерства воспитателей и родителей, любви к детям зависит духовно- нравственное развитие детей, развитие их моральных качеств. Готовность взрослых, педагогов к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию должно быть актуальным для современного общества. Это даст возможность ввести духовно- нравственный компонент в воспитании детей с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование первичных понятий дошкольников в области экологии через ручной труд.
Педагогический опыт показал, для того,чтобы ребёнок осознанно воспринимал такие сложные экологические представления, как единство живой и неживой природы, как приспосабливаются растения и животные к с...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации работы по воспитанию духовности и нравственности у дошкольников
Приобщение дошкольника к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить интегративное качество как «имеющий первичные представления о себе, обществе, о его культурны...
Воспитание нравственных понятий в ходе формирования первичных представлений об экономике. (Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №7 Добривская Т.В.)
Цель программы – помочь детям пяти семи лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.Основные задачи прогр...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Воспитание духовности и нравственности у дошкольников на музыкальных занятиях через музыку эпохи Петра Великого
Воспитание духовности и нравственности у дошкольников на музыкальных занятиях через музыку Петра Великого...
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование математических понятий, умений и навыков у дошкольников»
Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет орг...