Воспитание духовности и нравственности у дошкольников на музыкальных занятиях через музыку эпохи Петра Великого
статья
Воспитание духовности и нравственности у дошкольников на музыкальных занятиях через музыку Петра Великого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_rozhdestvenskie_chteniya_petr_1.docx | 20.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение лицей
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ ЭПОХИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Выполнила: Музыкальный руководитель
Сытник Виктория Игоревна
г. о. Электрогорск
2021 год
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры.
Музыка - это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.
Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, "открыть" себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к "миру взрослых", а также формирует его духовную культуру.
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.
Исследователь проблем духовно- нравственного воспитания детей, русский педагог В, В, Зеньковский отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Все эти составляющие духовной жизни находят, по словам В. В. Зеньковского, своё выражение «в детстве, в чувствах, работе ума и активности». Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.
• Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка
• Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях, песнопениях, древних напевах.
• Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор
• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания
• Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка. Слушание канонов, маршей, песнопений, напевов.
В своей работе я провожу занятия с детьми 5-7 лет, разработанные с учётом того, что именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребёнком народной культуры, той культуры, носителями которой являются родители ребёнка, его воспитатели, взрослые и старшие дети, составляющие ближайшее социальное окружение подрастающего малыша. Как отмечал К. Д. Ушинский: «Для ребёнка Светлый Праздник и весна, Рождество и зима, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями- вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
Целью данных занятий является содействие комплексной воспитательно-образовательной работы с детьми по средством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию музыкальной культурно- досуговой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• знакомство детей с основами духовно- нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с народным фольклором, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздников.
• формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных религиозных понятиях, элементарных сведений из Священной Истории.
• первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
• знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями музыки, художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой.
Развивающие:
• содействие общему развитию ребёнка;
• помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
• развитие умений замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её;
• развитие нравственного и эстетического чувств ребёнка, формирование системы нравственных и эстетических эталонов (добро-зло, красивое- некрасивое), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, приумножать красоту;
• помощь в становлении творческой личности ребёнка как созидателя и преобразователя, развитие навыков музыкального творчества;
• содействие развитию певческого голоса, музыкально- ритмических движений, координации, выразительности, развитию речи детей.
Воспитательные:
• помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка через приобщение к основам православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
• освоение традиции готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремясь к пониманию их подлинного жизненного смысла;
• воспитание уважительного и благоговейного отношения к святыням;
- содействие формированию навыков доброжелательного и добродеятельного поведения, способности к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств;
• воспитание стремления подрожать благим образцам, жить по совести;
• воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;
• воспитание любви, заботливого, бережного отношения к родной природе;
• привитие художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной духовной культуры.
В ходе занятий детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество. Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, песнопения – «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу», «Преображенский марш Петра Великого» - полковой марш. Дети слушают канты на лирические сюжеты, юмористические и бытовые, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения, рекомендованные типовой программой воспитания и обучения в ДОУ.
Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Многолетней традицией является проведение фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, Рождество, Масленица, Пасха, Троица
Результатом работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.
Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Список литературы:
- Асафьев Б.В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании»,
М. Просвещение, 1956.
- Алиев Б.Ю. «Метод музыкального воспитания детей», В. 1998.
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», М., 2008.
- Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры», М., 2000.
- Орлова Т.М., Беккина С.И. «Учите детей петь», М., 1988.
- Костина Э.П. Программа «Камертон» программа «музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., 2008.
- Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература», Изд.: М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии ребенка....
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации работы по воспитанию духовности и нравственности у дошкольников
Приобщение дошкольника к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить интегративное качество как «имеющий первичные представления о себе, обществе, о его культурны...
"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."
Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...
Патриотическое воспитание дошкольников. Тематическое музыкальное занятие "Чтим Великий День Победы". Старшая группа.
Цель: Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордос...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях.
Опыт работы по Духовно-нравственному воспитание дошкольников на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Особенность материала в обзоре музыкального репертуара, который помогает осуществлять эт...
Роль образа Петра первого в формировании нравственных ценностей дошкольников в рамках детско-родительского проекта «Эпоха Петра Первого»
Воспитание патриотизма – это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необход...
Роль образа Петра первого в формировании нравственных ценностей дошкольников в рамках детско-родительского проекта «Эпоха Петра Первого»
В статье раскрывается влияние знакомства с жизнью Петра Первого в дошкольном возрасте и выявляется его роль в формировании нравственных ценностей дошкольников (любви к Родине) через проектную деятельн...