Дополнительное образование
рабочая программа (младшая группа) по теме

Торопова Светлана Борисовна

Программы дополнительного образования для детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmazanimatelnaya_logika_1.doc157.5 КБ
Файл programma_pesok.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №439 «ИНТЕЛЛЕКТ»

Утверждаю

 Директор ГБОУ Школы №439 «Интеллект»

____________________

Н.А. Рототаева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная логика»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Срок освоения: 1 год

  Возраст обучающихся: 3-5 лет

Составитель:

Торопова Светлана Борисовна, воспитатель

                                               (ФИО, должность)

Согласовано: _____________

                               (дата)

Старший методист: _________________

                                      (Н.Д. Вакуленко)

Москва, 2017

 Пояснительная записка.

 Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Предлагаемая программа направлена на развитие памяти и мышления в единстве с творческим воображением, создание предпосылок формирования у детей системного видения мира. Структуру программы составляет развитие восприятия, памяти, внимания, конвергентного и дивергентного мышления. Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления. Данная программа помимо коррекции интеллектуальных и творческих возможностей детей позволяет решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие  интеллектуальных умений у  детей дошкольного возраста, необходимых для ребенка.
 Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. 
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Проблема. 
Многие думают, что 
развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов , подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления. 
 
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко). 
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать. 
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. 
Представление чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. 
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. 


Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления. 
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения. 

Понятие –
форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. 
 Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: 
Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков. 
Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 
Сравнение мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. 
Обобщениемысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. 
Классификация распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место

 Программа отражает:

•        принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)

•        дифференцированное обучение;

•        владение методами контроля.

Задачи: 

  • Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 
  • Совершенствовать произвольное внимание, память. 
  •  Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. 

 Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. 
Практическая направленность

В содержании программы  интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи,  математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления обучающихся.

         В основе заданий,  которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала обучающиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств:  умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

         В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания; умению создавать интеллектуальные проекты, анализировать, решать, обобщать и делать выводы.            

         Система тем и заданий, разработанных в программе,  дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется в работе индивидуальному подходу.  Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала.   Содержание учебно-тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения при появлении новой технологии и в связи с  социальными запросами обучающихся.

Методы обучения, которые предлагает программа, опираются на образное мышление, они соответствуют законам физиологического развития ребенка. Программа по формированию  познавательных способностей у детей дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, что, в свою очередь, делает более гармоничным самого ребенка. Он становится более работоспособным, его память и концентрация внимания возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Еще одно важное преимущество программы  - ребенок учится радостно.

Обучение осуществляется с учётом современных  образовательных технологий: игрового обучения (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина), проектного  обучения (Г.Л. Ильин),  здоровьесберегающего обучения (Л.В.Костынко), Информационные  технологии,  технология «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач) (Альтшуллер Г.С., Голицина О.Л., Максимова Н.В.,  Партыка Т.Л., Попова И.И.)
Ожидаемые результаты:

Формирование познавательных  интересов,  интегративных  качеств, формируемых у ребёнка: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения. 

Структура программы. 
Программа ориентирована на работу с детьми  дошкольного возраста в течении одного года. 
Возрастная  группы:  4-5 лет
 Количество часов: в неделю — 1-2ч.; в год — 42ч. 

Учебный план.

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел 1.Введение

1

0,5

0,5

Раздел 2.  Восприятие, внимание

15

5

10

Раздел 3.   Память

8

3

5

Раздел 4. Развитие логического мышления

7

2

5

Раздел  5.  Развитие мелкой моторики

  1. Пальчиковые игры
  2. Копирование
  3. Штриховки

11

3

5

3

3

1

1

1

8

2

4

2

ИТОГО

42

13,5

28,5

      

               Содержание  программы.

Раздел 1. Введение – 1 час

  • Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года .Тесты (1 час).

Раздел 2.  Развитие восприятие, внимание (15 часов)

  • Сравни  и сопоставь  похожие  предметы  (3 часа)
  • Найди  различия и общее (3 часа)
  • Найди  фрагменты изображения по образцу (3 часа)
  • Найди  точно такой же предмет (3 часа)
  • Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение) (3 часа)

Раздел 3.   Развитие памяти (8 часов)

  • Запомни  пары: предмет – символ  (2 часа)
  • Запомни расположение предметов, изменение в картинках  (2 часа)
  • Запомни различные предметы до пяти штук (2 часа)
  • Запомни цепочку из 5-7 слов, повторять их по памяти (1 час)
  • Запомни и повтори  рассказ  (1 час)

Раздел 4. Развитие логического мышления (7 часов)

  • Выстрой  логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности) (2 часа)
  • Найди  закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) (2 часа)
  • Найди общие признаки у предметов, объединённые в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы) (1 час)
  • Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) (2 часа)

                   Раздел  5.  Развитие мелкой моторики (3 часа)

  • Проведи  непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.) (1 час часов)
  • Обведи  сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги. (2 часа)

Копирование  (5 часов)

  • Проведи  непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.) (1 часа)
  • Обведи  сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги (2часа)
  • Скопируй  простой узор, геометрические фигуры, рисунок (1час)
  • Скопируй  изображения по клеткам и точкам (1час)

Штриховки (3 часа)

  • Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) (2 часа)
  • Раскрашиваем, не выходя за контуры(1 час)

Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во

 часов

Октябрь

Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года. Тесты

1

Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов  

1

Развитие памяти. Запоминать пары: предмет – символ

1

Развитие логического мышления. Выстраивать логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности) 

1

Развитие восприятие, внимание. Найди  различия и общее.

1

6.

Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение)

1

Итого 6 часов

Ноябрь

Развитие восприятие, внимание .Сравнение и сопоставление похожих предметов

1

Развитие памяти. Запомни  пары: предмет – символ

1

Развитие логического мышления. Выстраиваем  логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности)

1

Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение)

1

Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) 

1

Развитие логического мышления. Найди  закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) 

1

Итого 6 часов

Декабрь

Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов

1

Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) 

1

Развитие восприятие, внимание. Найди  различия и общее

1

Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение)

1

Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

Развитие мелкой моторики. Скопируй изображения по клеткам и точкам

1

ИТОГО 6 часов

Январь

Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) 

1

Развитие памяти. Запомни  пары: предмет – символ  

1

Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) 

1

Развитие памяти. Запомни  расположение предметов, изменение в картинках  

1

Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.)

1

Развитие восприятие, внимание. Найди  фрагменты изображения по образцу

1

ИТОГО 6 часов

Февраль

 Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги

1

 Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу

1

Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) 

1

Развитие памяти. Запомни и повторить рассказ  

1

Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках  

1

ИТОГО 6 часов

Март

Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее

1

Развитие памяти. Запомни цепочку из 5-7 слов, повторять их по памяти

1

Развитие памяти. Запомни различные предметы до пяти штук

1

Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) 

1

Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов, объединённые в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы) 

1

Раскрась, не выходя за контуры

1

ИТОГО 6 часов

Апрель

Развитие памяти. Запомни различные предметы до пяти штук

1

Развитие мелкой моторики. Скопируй  простой узор, геометрические фигуры, рисунок

1

Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу

1

Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги

1

Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее

1

Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

ИТОГО 6 часов

         Методическое обеспечение образовательной программы

Программа рассчитана на работу с обучающимися от 3 до 4 лет. Занятия проводятся со всей группой или с подгруппой. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Структура занятия: 
Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом. 
Основное содержание занятия. Изучение нового материала. 
 Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. 
Физ минутка.  Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. 
-
Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. 
— Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. 
Форма работы: 

Групповые занятия , включающие в себя: 
развивающие игры логического  содержания; 
 словесно-логические упражнения; 
 самостоятельную деятельность детей; 
 рассматривание и беседу по картинке; 
  раскрашивание «умной» картинки; 
 использование литературных текстов;  интеллектуальные викторины… 
Средства, необходимые для реализации программы

- учебный кабинет;

-  мультимедийное оборудование.

- наглядные демонстрационные пособия;

- мультимедийные презентации занятий

-  литература для педагога и обучающихся

                    Используемая литература.

1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г.

2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г

3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.

4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №439 «ИНТЕЛЛЕКТ»

Утверждаю

 Директор ГБОУ Школы №439 «Интеллект»

____________________

Н.А. Рототаева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный песок»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Срок освоения: 1 год

  Возраст обучающихся: 3-6 лет

Составитель:

Логинова Светлана Владимировна, воспитатель

                                               (ФИО, должность)

Согласовано: _____________

                               (дата)

Старший методист: _________________

                                      (Н.Д. Вакуленко)

Москва, 2017

Пояснительная записка.

Актуальность. ФГОС дошкольного образования обращает внимание на важность поддержки разнообразия детства, соответствующую организацию образовательного пространства, которая должна обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики

- эмоциональное благополучие

- возможность самовыражения.

Программа направлена на:

- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности

- развитие воображения, творческого мышления

- развитие высших психических функции

- развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия)

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Общая характеристика работы с песком. “Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К. Г. Юнг.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

Цель программыразвитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация программыв форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Задачи:

  • Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
  • Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
  • Развивать художественно-эстетический вкус;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

Организация работы:

  • Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствие с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
  • Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий.
  • Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3-6 лет).
  • Подгруппа может насчитывать 5-7 детей.
  • Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий -1/ 2 раз в неделю (итого 42 занятия за учебный год), во второй половине дня.

Длительность занятий: 15 минут - дети 3-4 лет;20 минут – дети 4-5 лет.

Ожидаемые результаты:

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научатся последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; смогут выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно улучшится эмоциональное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с педагогом и другими детьми.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование “педагогической песочницы”

1. 6 световых столов с пультами для переключения световых программ. Песочница.

2. Чистый белый песок.

3. Музыкальное сопровождение на CD.

4. Материалы для рисования:

  • Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
  • Использование массажного мяча
  • Использование ситечка
  • Использование трафаретов
  • Использование трубочки (выдувание рисунков)
  • Использование декоративных украшений (камни, палочки)
  • Использование кистей

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения педагога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на световых столах.

Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку педагог объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.

2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

  • просеивание (сквозь пальцы)
  • похлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

  • Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
  • Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
  • Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
  • Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
  • Особенности в работе с песком на световых столах:
  • Рисование отличается простотой
  • Песочное рисование это – КРАСОТА!
  • Пластичность
  • Уменьшение стресса
  • Воздействие светом, цветом, музыкой

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно 
Делать всё внимательно! 
(А.Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Мишутке убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок: Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

Перетираем песок между пальцами и ладонями

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

“С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...”

Дети описывают и сравнивают свои ощущения:

  • “приятно - неприятно”
  • “колючее – шершавое - гладкое”

Катаем гладкий и массажный мяч.

 Ритуал прощания

- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

- Мишутка любит вас, а вы его?

Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.

- До свидания, я буду вас ждать.

Учебно-тематический план программы дополнительного образования        “Волшебный песок”

№.

Лексическая тема

Всего часов

1

“Здравствуй, песок!”

1

2

“Воздушные шары”

1

3

“Солнышко”

1

4

“Тучка и дождик”

1

5

“Лесенка”

1

6

“Арбуз”

1

7

“Яблоня”

1

8

“Ёжик”

1

9

“Лес. Ёлка”

1

10

“Клубок”

1

11

“Овечка”

1

12

“Неваляшка”

1

13

“Снеговик”

1

14

“Снежинка”

1

15

“Новогодняя ёлочка”

1

16

“Улыбка”

1

17

Морской мир “Морской лес”, “Звезда”

1

18

Морской мир “Осьминог”

1

19

Морской мир “Кит”

1

20

Морской мир “Рыбка”

1

21

“Город”

1

22

“Корабль. Море”

1

23

“Машина”

1

24

Самолёт

1

25

“Торт со свечами”

1

26

“Цветы для мамы”

1

27

“Сердечко”

1

28

“Кот с усами”

1

29

“Вертолёт”

1

30

“Ракета. Комета”

1

31

“Мухомор”

1

32

“Петушок”

1

33

“Цыплёнок”

1

34

“Лягушка”

1

35

“Бабочка”

1

36

“Божья коровка”

1

Рисование цветным песком

37

“Моя любимая игрушка”

1

38

“Красивый цветок”

1

39

“Улитка”

1

40

“Цветущее дерево”

1

41

“Солнышко”

1

42

“Радуга”

1

42ч.

Содержание работы с детьми 3-6 лет.

Тематическое планирование.

№.

Название

Задачи

Содержание

1

“Здравствуй, песок!”

Знакомство.

Упражнение “Здравствуй, песок!”

2

“Воздушные шары”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

3

“Солнышко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

4

“Тучка и дождик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Создание эмоционального комфорта.

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

5

“Лесенка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые горизонтальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

6

“Арбуз”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

7

“Яблоня”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Получение удовольствия от рисования. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

8

“Ёжик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

9

“Лес. Ёлка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые наклонные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

10

“Клубок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

11

“Овечка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

12

“Неваляшка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышление.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

13

“Снеговик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Создание атмосферы радости.

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

14

“Снежинка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить пересекающиеся линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

15

“Новогодняя ёлочка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

16

“Улыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

17

Морской мир “Морской лес”, “Звезда”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

18

Морской мир “Осьминог”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

19

Морской мир “Кит”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

20

Морской мир “Рыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

21

“Город”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

22

“Корабль. Море”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

23

“Машина”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

24

“Самолёт”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

25

“Торт со свечами”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, атмосфера праздника.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий.

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

26

“Цветы для мамы”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование с использованием трафаретов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

27

“Сердечко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

28

“Кот с усами”

1.Развитие  тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

29

“Вертолёт”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Учить ориентироваться в пространстве.

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

30

“Ракета. Комета”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышление.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

31

“Мухомор”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование с помощью трафаретов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

32

“Петушок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Доброжелательное отношение к окружающим.

Дуги. Чувство симметрии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

33

“Цыплёнок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование  кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Развивать умение передавать форму, размер.

34

“Лягушка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование путем присыпания, способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

35

“Бабочка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, создание атмосферы радости.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев, рисовать двумя руками одновременно.

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

36

“Божья коровка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Использовать дополнительный материал (бусины, пуговицы).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

37

“Моя любимая   игрушка”

Развивать творческую самостоятельность через технику рисования песком.

Закреплять знакомые приемы рисования.

38

“Красивый цветок”

Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного.

Обучение рисованию с использованием трафаретов.

39

“Улитка”

Способствовать развитию детского творчества.

Отрабатывать умение рисовать завитки.

40

“Цветущее дерево”

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Работать кистью и пальцами обеих рук.

41

“Солнышко на облачке”

Развивать фантазию, активность и самостоятельность детей.

Рисовать пальцами обеих рук синхронно.

42

“Радуга”

Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире.

Развивать чувство цвета, композиции.

Всего 42 часа

Литература

1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.

3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

Содержание работы с детьми 3-6 лет.

Тематическое планирование.

№.

Название

Задачи

Содержание

1

“Здравствуй, песок!”

Знакомство.

Упражнение “Здравствуй, песок!”

2

“Воздушные шары”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

3

“Солнышко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

4

“Тучка и дождик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Создание эмоционального комфорта.

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

5

“Лесенка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые горизонтальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

6

“Арбуз”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

7

“Яблоня”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Получение удовольствия от рисования. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

8

“Ёжик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

9

“Лес. Ёлка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые наклонные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

10

“Клубок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

11

“Овечка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

12

“Неваляшка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышление.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

13

“Снеговик”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Создание атмосферы радости.

Рисование кругов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

14

“Снежинка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить пересекающиеся линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

15

“Новогодняя ёлочка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

16

“Улыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

17

Морской мир “Морской лес”, “Звезда”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

18

Морской мир “Осьминог”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

19

Морской мир “Кит”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

20

Морской мир “Рыбка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

21

“Город”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

22

“Корабль. Море”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

23

“Машина”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

24

“Самолёт”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

25

“Торт со свечами”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, атмосфера праздника.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий.

Умение рисовать прямые вертикальные линии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

26

“Цветы для мамы”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование с использованием трафаретов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

27

“Сердечко”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

28

“Кот с усами”

1.Развитие  тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.

Умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

29

“Вертолёт”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Учить ориентироваться в пространстве.

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

30

“Ракета. Комета”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышление.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

31

“Мухомор”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование с помощью трафаретов.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

32

“Петушок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Доброжелательное отношение к окружающим.

Дуги. Чувство симметрии.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

33

“Цыплёнок”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого потенциала.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование  кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Развивать умение передавать форму, размер.

34

“Лягушка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.

Рисование путем присыпания, способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

35

“Бабочка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, создание атмосферы радости.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев, рисовать двумя руками одновременно.

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

36

“Божья коровка”

1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

2.Развитие воображения и творческого мышления.

3.Развитие всех ВПФ.

4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Использовать дополнительный материал (бусины, пуговицы).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

37

“Моя любимая   игрушка”

Развивать творческую самостоятельность через технику рисования песком.

Закреплять знакомые приемы рисования.

38

“Красивый цветок”

Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного.

Обучение рисованию с использованием трафаретов.

39

“Улитка”

Способствовать развитию детского творчества.

Отрабатывать умение рисовать завитки.

40

“Цветущее дерево”

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Работать кистью и пальцами обеих рук.

41

“Солнышко на облачке”

Развивать фантазию, активность и самостоятельность детей.

Рисовать пальцами обеих рук синхронно.

42

“Радуга”

Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире.

Развивать чувство цвета, композиции.

Всего 42 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...