Сообщение для педагогического совета "Воспитание гуманных чувств и доброты у детей с задержкой развития"
материал на тему

Перехожих Светлана Вячеславовна

Доброта и гуманизм – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Воспитание сочувствия, доброты и гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, откликающийся на переживания других людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессию...   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_gumannyh_chuvstv.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гуманных отношений и доброты

 у детей с задержкой развития

Доброта и гуманизм – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Воспитание сочувствия, доброты и гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, откликающийся на переживания других людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессию.    

Нравственность - это внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек; правила поведения, определяемое этим качеством; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственное воспитание - формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Целью нравственного воспитания является формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. Ребенок совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, т.к. решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений.

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у  ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Формирование гуманных   чувств удошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно  привычка поступатьхорошо, делать добро перерастает у них в чувство  заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью.

Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение ребенка в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Взрослые для ребенка — образец для подражания, пример того, что и как надо делать. Испытывая потребность в общении со взрослым, как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта, ребенок дорожит его оценкой своих мыслей, поступков и личностных качеств стремится достигнуть взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать, как он.

Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает. У большинства детей с ЗПР обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых полную оценку своих качеств, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).  Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение.

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У младших школьников данной категории наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против педагога, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения (Маша Н.), внушаемостью (Никита Т.), безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции (Артем Б.), агрессивность (Маша Н.), конфликтность (Паша В.), повышенная тревожность (Настя Л., Вика С). Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают, либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются.

 Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. 

Работа с детьми по воспитанию гуманных чувству детей с ЗПР  осуществляется в  процессе разнообразных видов деятельности:

‒ организованной образовательной деятельности;

‒ прогулок;

‒ наблюдений;

‒ игр;

‒ чтения и анализа художественных произведений;

‒ этических бесед с детьми на тему жизненных ситуаций;

     ‒ трудовой.

С этой целью  используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Часто подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений.

При чтении произведений художественной литературы обращаем внимание детей на поведение и поступки героев. Например, при прочтении стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» анализируем каждую описанную ситуацию; уточняем понимание детьми, почему этот поступок хороший или плохой: «Бьет дрянной драчун слабого мальчишку» - причиняет боль другому; «Этот хоть и сам с вершок спорит с грозной птицей» - защищает слабого.

 В беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа задаем  вопросы:

• Чем вам понравился рассказ?

     • Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?

    • Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?

• Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?

    • Как Яша укладывал спать малыша?

"Волшебное слово" В. Осеевой – учит детей не только употреблять слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но показывает, как изменяется в хорошую сторону настроение окружающих из-за грубости "героя" и изменяется к лучшему, когда "герой" осознает свои ошибки.

После чтения произведений, беседуем с детьми, задаем вопросы, помогающие детям осознать смысл поступков героев.

Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

        Для закрепления нравственных категорий используем игры – драматизации по произведениям «Просто старушка» (В. Осеева), поучительные рассказы Л.Н.Толстого «Косточка», «Правда всего дороже».

В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место принадлежит этическим беседам. Беседы можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке.

Благодаря беседам на этические темы мы показываем  на конкретных примерах, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба». Побуждаем детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Для этого в своей работе используем книги Шорыгиной   «Беседы о чувствах и характере», «Беседы о хорошем и плохом поведении»; Семенака     «Учимся сопереживать и сочувствовать». С помощью наводящих вопросов направляем суждения детей, чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значит дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.); проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д.

В беседе используем  наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному педагогом:

- разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой;

- отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение;

- посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.).

Во время трудовой деятельности обращаем внимание детей на то, что необходимо помочь товарищу, помочь застегнуть куртку, поправить шапку, одеть варежки. Для формирования любви к природе совместно с детьми поливаем комнатные растения. В зимний период обращаем внимание детей на то, что птицам зимой голодно, поэтому надо делать кормушки и кормить их. Весной и летом говорим о том, что многие насекомые приносят пользу, поэтому не надо их уничтожать.

В результате работы по формированию гуманных чувств и доброты у детей проявились следующие навыки:

- Настя Л, Вика С. стали более активными, помогают Артему Б. и Стасу К. спускаться и подниматься по лестнице, провожают их на прогулку;

- Паша В. Помогает подготовиться к занятиям с учителями – относит стол, стулья;

- Вика К. гуляет на прогулке со Стасом К.;

- Маша Н. старается контролировать агрессию.

Во время бесед с родителями рассказываем о всех проявлениях доброты и гуманизма их детей; проводим беседы и консультации на темы:

- «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей»,

- «Воспитываем добротой».

Рекомендации для родителей:

  • Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

  • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

  • Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

  • Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх. Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя.

  • Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

  • Хвалите ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку).

  • Обучайте способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).

  • Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой
  • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

Литература для чтения детям

Читайте и анализируйте художественные произведения:

А. Барто «Вовка - добрая душа»;  

Я. Сегель «Как я был мамой»;

 С. Михалков  «Дядя Степа»;  «Как друзья познаются»

 В. Катаев  «Цветик-семицветик»;

 Н. Артюхова «Трудный вечер»;

 Е.Благинина  «Посидим в тишине»;

 ненецкая сказка «Кукушка»;  

 П.П. Бажов: «Серебряное копытце»;

 Б. Заходер: «Серая звездочка»;

РНС «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;  «Крылатый, мохнатый да масленый»; «Хаврошечка», «Заяц-хваста»;

Н. Саконская «Подружки»;

А.И.Пантелеев «Честное слово»;

Э. Шим «Не смей!»;

А. Кузнецова «Поссорились»;  

С. Маршак «Есть у меня товарищ Федя»;

Я. Тайц «Кубик на кубик»;  «По грибы»;  

К.Д. Ушинский: «Вместе тесно, а врозь скучно»,

Е. Пермяк: «Страшная история»;

Н. Носов: «На горке»;

В. Осеева: «Синие листья», «До первого дождя»;

Л. Толстой «Два товарища»; «Косточка», «Правда всего дороже»;

Е. Серова «Нехорошая история»;

Н. Носов: «Карасик», «Фантазеры», «Заплатка»,  «Огурцы»;

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»; «Как Маша стала большой»;

Б. Заходер  «Никто»;

В. Осеева «Кто хозяин?»;

Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой»;

Я. Аким: «Неумейка»;

О. Бедарев «Плотник Егор»;

В. Приходько «Учусь у мамы»;

Ю. Коваль: «Дед, баба и Алеша».  

Эти произведения показывают  детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его акт...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»

Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...

Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста

Материал методической разработки содержит беседы, игры и упражнения, способствующие нравственному воспитанию детей и направленны на раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала....