Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
материал

Давиденко Ирина Александровна

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_raznyh_vidah_deyatelnosti_.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного     образовательного автономного учреждения

«Детский сад №196»

Сообщение на педагогическом совете

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                         Давиденко И.А.

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

 Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Ведущие виды детской деятельности в соответствии с ФГОС

  • Игровая деятельность
  • Коммуникативная деятельность 
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Двигательная деятельность 
  • Самообслуживание и элементы бытового труда
  • Изобразительная деятельность
  • Конструирование из различных материалов 
  • Музыкальная деятельность
  • Восприятие художественной литературы и фольклора

Игровая деятельность

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра.  Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной.

Формы организации детской игровой деятельности:

  • Творческие игры
  • Игры с правилами

Наиболее широко используются дидактические игры.  Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно - печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»«Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Использую здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. В игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Восприятие художественной литературы и фольклора — форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий.

Формы организации детской деятельности:

  • Чтение (слушание);
  • обсуждение (рассуждение);
  • рассказывание (пересказывание), декламация;
  • разучивание;
  • ситуативный разговор.

Формирование элементарных математических представлений неразрывно связана с такой областью, как восприятие художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у детей основ математической культуры.       Используются разнообразные литературные средства (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки).  

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» ); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.)..

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.

Двигательная деятельность

Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

Формы организации детской деятельности 

  • Утренняя гимнастика
  • Подвижные игры
  • Игровые упражнения
  • Соревнования.

Существует множество возможностей двигательной активности, где дети встречаются с математическими отношениями:

  • Сравниваем предметы по величине и форме;
  • Определяем левую и правую сторону;
  • Ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
  • Используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;
  • Используют карточки с изображением времен года и частей суток;
  • Используют считалочки (количественный и порядковый счет);
  • Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д);
  • Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах);
  • Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе
  • пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
  • Проводим физкультурно-математические досуги

Самообслуживание и элементы бытового труда

Самообслуживание и элементы бытового труда — это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.

Хозяйственно-бытовой трудтруд в природе, самообслуживание являются теми видами деятельности, где можно эффективно осуществлять применение математических знаний. Мы используем каждую конкретную ситуацию для закрепления и расширения математических ориентировок. Они не требуют специальной подготовки, нужно только суметь в любой ситуации видеть возможность применения математических знаний.

Упражнять в прямом, обратном и порядковом счете

-Пересчет предметов одежды, количество пуговиц и петель, карманов и чего-либо.

- Во время умывания, посчитать какое полотенце по счету, соответствует ли цифре.

- Причесывание – счет зубчиков на расческе- При построении правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»

Закрепление понятия пара-составление пар предметов

-Пара варежек, сапог носков. Построение парами.

- Во время умывания, пара глаз, ушей, еще чего?

Сравнение множеств

- Кого больше одетых детей или не одевшихся,

чего больше пуговиц или петель

Развитие представлений о величине

-Понятие «длинный – короткий» - сравнить длину носка и гольфа, скамейки и стула, размер ботинок, перчаток.

Шарфы – широкий - узкий

Шкафы – высокий - низкий

Закрепление знаний о геометрических фигурах

- Формы предметов

- Рассказать о геометрических фигурах на промаркированных шкафах (цвет, форма, размер, на какие предметы они похожи)

Формирование пространственных представлений

- Упражнять детей в определении расположения предметов в шкафу на полке, над полкой, под полкой, вверху, внизу.

- Кто сидит рядом - понятия слева, справа, между

-Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул

- Одеваем сначала правого ботинка, рукавицы, потом левого и т.п.

Формирование временных представлений. Развивать «чувство времени»,

- С помощью песочных часов измеряет время, затраченное на одевание (уборку игрушек и т.д.) и тем самым дети практически усваивают, что такое «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени.

- Закрепить представление о частях суток, когда мы одеваемся (умываемся, причесываемся) утром, днем …

Учить устанавливать последовательность событий

- Алгоритм одевания, мытья рук.  Понятия «сначала – потом». Алгоритм выращивания растений. Последовательность действий во время дежурства.

Таким образом как мы видим развитие элементарных математических представлений успешно осуществляется в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность дошкольника- форма активности ребенка, в результате которой создается материальный продукт.

Изобразительную деятельность составляют следующие виды деятельности:

- рисование; - лепка; - аппликация.

Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и пластилина, изготовления сложных игрушек – требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.

Конструирование из различных материалов

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует у дошкольника способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества

В формировании элементарных математических представлений дошкольников очень эффективно использовать такие формы работы, как конструирование

Под детским конструированием принято подразумевать:

  • создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (техническое конструирование);
  • изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала, из бросового материала (художественное конструирование).

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия, пространственная ориентировка. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя. Разные виды музыкальной деятельности оказывают существенное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими (“Игры с пуговицами”, “Птички и птенчики”, “Три медведя”, “Музыкальные птенчики” «Песенки сосулек» и т. п).

Подвижная музыкальная игра “Найди свой листик”; игра «Весёлый мяч»;. способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра “Веселый круг”, Игра-танец “Мы вместе” и т. п.). используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества (“Веселый счет”, «любимое число»)

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность- (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Формы организации детской деятельности

  • Экспериментирование
  • Наблюдение
  • Экскурсия
  • Решение проблемных ситуаций
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи

Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части.

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Возможности экскурсии очень велики при определении различий высоте деревьев, форме листьев, пространственного расположения растений, сезонных изменений в природе.

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.

Освоение математических представлений продолжается в повседневной жизни. Во время прогулок вспоминаем время года, месяцы и т. д. Рассматриваем деревья, различаем их по высоте, ширине, играем в игры «Раз, два, три к низкому (высокому) дереву беги.»

Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Формы организации детской деятельности:

  • Беседы
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление и отгадывание загадок
  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

Так в простой беседе во время коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», время года, порядковый счёт, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Итак, подведем итог. Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого реб...