Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.
статья (младшая группа) на тему
Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.
Мнемотехника- в переводе с греческого – «Искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа. сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
На сегодняшний день-образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
· Бедность речи, недостаточный словарный запас.
· Употребление нелитературных слов и выражений.
· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
· Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
· Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
ЗАДАЧИ:
· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
· развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического характера и др.
· Обучать детей правильному звукопроизношению.Знакомить с буквами.
· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
· Мнемоквадраты-символическое или образное изображение одного предмета или действия(строка стихотворения, первые строки сказки…)
· Мнемодорожки-последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
· Мнемотаблицы- это схема, в которую заложена определённая информация.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, ягодка-красная. Позже- усложнять или заменять другой заставкой- изобразить персонаж в графическом виде. Например: лиса-состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь- большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Как применять мнемотехнику в детском саду.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами- понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки-это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.
1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап-Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап-После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших-дети должны уметь самостоятельно.
Где можно использовать мнемосхемы
· Пересказ художественной литературы
· Заучивание стихов
· Обогащение словарного запаса
· Обучение составлению рассказов
· Отгадывание и загадывание загадок.
· Ознакомление с миром природы и т.д
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук…
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье дан сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников...
«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....
Доклад "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание"
Доклад сделан на основе проекта "С чего начинается Родина" для детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....
Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...
Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Задачи использования средств мультипликации:Повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детейАктивизация процесса восприятия лексического материалаРазвит...
Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Современное образование ставит своей целью формирование у детей коммуникативной компетентности - умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. Важно н...