«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
материал на тему
Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_ispravlennyy.docx | 113.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»
(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)
Выступление из опыта работы по теме:
«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
В рамках фестиваля педагогических идей «Навстречу друг другу»
Разработала:
Патрушева Елена Александровна
воспитатель 1 категории
г. Стрежевой 2018 г.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности, происходит ускоренное развитие психических видов деятельности.
Слайд (актуальность проблемы)
В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Дети 5-7 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – воспитателями и родителями.
Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников в своей работе мы решили связать и с патриотическим воспитанием ребенка – будущим гражданином своей страны.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, своей стране. Поэтому в подготовительной группе нами было принято решение разработать проект: «С чего начинается Родина».
СЛАЙД
Цель работы:
Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание.
СЛАЙД В ходе работы в рамках проекта мы решали задачи из разных образовательных областей. Особое внимание уделяли задачам на развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
- Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
- Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
- Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
- Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
- Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства и другие.
- Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
- Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
- Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
- Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Работа в рамках Проекта началась так… Вернувшись в детский сад, после летних каникул дети охотно стали общаться и рассказывать сверстникам о совместном отдыхе с родителями, о других городах и регионах нашей страны, в которых они побывали. Было очевидно, что для каждого ребёнка новое увиденное место вызвало большой восторг и множество положительных эмоций, а также желание рассказать о своих впечатлениях другим. Они охотно делились впечатлениями об экскурсиях, на которых побывали, о достопримечательностях мест, где живут их друзья и родственники.
Мы решили продолжить работу, начатую еще в средней группе, когда был создан проект «Моя семья, моя маленькая Родина», дети выросли и появились новые задачи и новые цели. Нам хотелось, чтобы дети, выпускаясь из стен нашего сада, стали честными и порядочными гражданами нашего города. Слайд
Мы начали работу с подбора литературы, иллюстративного материала, изучение отношений в семье, также попросили родителей принести фотографии городов России, в которых они побывали, и составить вместе с детьми рассказы об увиденном ими. Из разных снимков была оформлена газета «Широка страна моя родная». Затруднения вызвали вопросы о столице нашего государства и ее достопримечательностях, старинных русских традициях и праздниках, вопросы о городах героях в нашей стране.
Слайд.
Вся дальнейшая работа была направлена на совместное общение детей и обогащение их знаний по истории Российского государства. В своей работе использовали такие формы как: рассматривание картин и фотоальбомов, продуктивные виды деятельности, показ слайдовых презентаций, знакомство со старинными русскими играми. Совместно с родителями была изучена история о жизни и подвигах великих русских богатырей, были проведены занятия о Русских князьях – Владимире, о значении праздника народного единства. Знакомство с историей нашего государства вызвала у детей интерес, желание узнать больше нового и интересного.
Слайд.
А ежемесячное посещение городского музея, совместно с родителями, продолжило знакомство с историей Российского государства. Нам были показаны старинные костюмы, головные уборы, предметы старины, рассказано о русских традициях, обрядах и праздниках. Совместные занятия по истории и краеведению обогащали знания не только детей, но родителей и педагогов. Дети всегда шли в музей с радостью, желанием прийти опять. Они задавали много вопросов экскурсоводу, вступали с ним в диалог, рассказывали о старинных предметах в своей семье, хотели что-то обсудить.
Слайд
Часто мы устраивали соревнования для детей, посвящая здоровому образу жизни, сначала в своей группе, потом между детьми из параллельной группы, а потом с первоклассниками третьей школы. Детям дошкольникам, было интересно появиться в стенах школы, где они не были раньше, увидеть класс, учителей, таких же детей, как и они, но уже учеников, а еще интереснее посоревноваться с ними в большом спортивном зале. Такие посещения школы, вызывают у детей только положительные эмоции и мотивацию к учебной деятельности. Быть сильными, быстрыми, ловкими, вот к чему всегда нужно стремиться. Мы рассказывали детям о здоровом полезном питании, и режиме дня. В последствии был создан проект «Использование здоровье сберегающих технологий в ДОУ».
Слайд
К праздникам восьмое марта и дню матери, готовили выставку книг. Прочли вместе с детьми истории о маме, выучили стихи и песни. Ребята узнали, как много детей рождалось раньше в русских семьях, и насколько тяжелым и значимым был труд русской женщины.
Матери сумевших вырастить и воспитать много детей, были всегда заняты домашней работой. Детям было предложено рассказать о своей маме и ее труде, а потом нарисовать ее портрет. И сегодня, женщина – это не только мама и хозяйка, она обязательна имеет профессию, трудится на производстве, всегда занята делом.
Поэтому мы решили, как можно подробнее рассказать и показать детям значимость труда женщины, работающей в детском учреждении. С детьми была проведена экскурсия на пищеблок, в прачечную, медицинский кабинет. Наши сотрудники рассказали о своей работе, и показали оборудование на котором они работают. После экскурсии в группе мы организовали выставку детских рисунков «Мамы разные нужны». После того как у детей опять возникло много интересующих их вопросов о профессиях женщины мы решили посетить детскую библиотеку и пригласили наших мам. Мамы участвовали в мастер-классе, рассказывали о традициях своей семьи.
Слайд
Большую помощь в развитии коммуникации у детей оказали сотрудники детской библиотеки. Следует отметить, что наше сотрудничество длится уже несколько лет. В течение прошлого года они устраивали различные мероприятия, посвященные дружбе людей, сложности их взаимоотношений, нравственному воспитанию подрастающего поколения, истории нашей страны. Они предлагали для ознакомления детям новые книги, викторины презентации. Рассказывали о дружбе разных народах и национальностях Российского государства. Объясняли, как важно быть грамотным, учить свой язык и изучать свою культуру и историю знать откуда пошла твоя родословная и кем были твои предки, любить русскую литературу. Приобщение ребенка к книге – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, живо творительный родник, способный очистить человека от без духовности, и внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно скорее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с уважением относиться к художественной литературе, любви к родному краю.
Слайд
Так как посещение библиотеки было только раз в месяц, мы перенесли ее в группу устраивая сюжетно-ролевые игры. Дети приносили книги из дома в начале недели, а в пятницу их забирали, таким образом книжный уголок постоянно обновлялся. Сюжетно ролевую игру «Библиотека» можно было объединить и с другими играми – «Семья», «Путешествие по улицам нашего города», «Путешествие на автобусе».
Слайды (2)
Много внимания было уделено и истории Великой Отечественной войны. К сожалению, в нашей стране война коснулась каждой семьи, и в каждой семье кто-то понес утраты близких. Остались фотографии письма фронтовиков, награды, рассказы бабушек и дедушек о своих родителях. Родители, у которых сохранились памятные вещи родственников-ветеранов приносили их в группу, папы приносили свои армейские альбомы, все это вызывали большой интерес и гордость за своих предков особенно у мальчиков. В рамках этого мероприятия дети не только внимательно слушали, но и учились сами задавать вопросы и составлять короткие рассказы по мнемосхеме. Ежегодно старшие и подготовительные группы нашего сада возлагают цветы к памятнику павшим героям. Думаю, что эта традиция продлится еще долгие годы.
Слайды (2)
Русские народные сказки – это то, с чем каждый родитель и педагог знакомит своего ребенка с самого раннего возраста. В группе, с которой мы работаем третий выпуск подряд дети участвуют в драматизации русских народных сказок. Еще великий русский поэт говорил – «Что за прелесть эти сказки», слушая сказки своей няни, или «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Ребятам нравится обсуждать и распределять будущие роли, учитывая личностные качества сверстников. Изготавливать вместе атрибуты, обыгрывать роли, а еще больше нравится показывать сказки малышам. Так они чувствуют себя более взрослыми, гораздо более знающими и умеющими. Общение с детьми младших групп всегда вызывает интерес, проявляется чувство заботы. И малыши тоже рады общению со старшими детьми. Так малышам были показаны сказки: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Пых». Герои русских народных сказок учат ребенка добру, честности, справедливости и состраданию к другому. От любой русской народной сказки идет душевность и тепло. Никто никогда не сможет заменить наших героев, русских сказок –колобка, бабушку Ягу, Ивана царевича. Ведь даже баба Яга иногда становится доброй, а серый волк преданным и верным помощником.
Опыт работы по развитию коммуникативной компетенции детей через патриотическое воспитанию показал, что необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь и уважение друг к другу, к старшим, родному городу, своей стране, и сделать это лучше через социализацию ребенка, приобщение его к традициям и культуре русского народа. А это невозможно без должного воспитания и внимания в семье. Ведь от того в какой семье воспитывается ребенок и зависит его духовное, и нравственное развитие как ребенка, так и будущего гражданина своей страны.
Слайд
На сегодняшний день начатая нами работа продолжается. Мы тесно взаимодействуем со специалистами ДОУ Музыкальным руководителем, спорт инструктором, учителем-логопедом. В рамках проекта «С чего начинается Родина» дети приняли активное участи в народных праздниках и развлечениях : осенней ярмарке (которой участвуют дети, сотрудники, и родители), колядки, Масленица, Покров Пресвятой Богородицы. Музыкальным руководителем организован кружок «Ложкари», в котором с удовольствием занимаются дети старших и подготовительных групп.
Начатая нами работа по формированию и воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников, развитию их коммуникативных компетенций, мы, надеемся, не закончится за станами детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Доклад "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание"
Доклад сделан на основе проекта "С чего начинается Родина" для детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....
Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим
Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с оеружающим....
Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"
Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"Современное образование сегодня ставит пред педагогом задачу сове...
Презентация опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных компетенций у детей среднего возраста через оригами»
Тема: «Развитие коммуникативных компетенцийу детей среднего возраста через оригами»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогическо...