Консультация "Мнемотехнологии как средство формирования коммуникативной активности дошкольников."
консультация по развитию речи
Система мнемотехнологии – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
Мнемотехнологии как средство формирования коммуникативной активности дошкольников.
Проблема развития коммуникативной активности на сегодняшний день очень актуальна. Педагоги и родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращаются кто-либо. Они не могут поддерживать и развить установившиеся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою эмпатию, сопереживание, поэтому часто замыкаются и переживают в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему общества и окружающими людьми – его реализация общения.
Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте. Коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность компетенций, обеспечивающих владение навыками речевого общения, восприятия и планирование ситуации общения.
Несовершенство коммуникативных умений, отсутствие речевой активности не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют речевому развитию дошкольников. Поэтому важно в процессе непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию активизировать коммуникативные умения детей.
Эффективны приемы работы в развитии связной речи на основе мнемотехнологии, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.
Система мнемотехнологии – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Актуальность использования мнемотехнологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте преобладает зрительно-образная память, его применение упрощает процесс запоминания, повышает внимательность, обогащает словарь, формирует связную речь.
Основной «секрет» мнемотехнологии очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребѐнок не понимает этого текста. Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний полезно использовать сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы: - Что нам поможет увидеть яблоко - его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на доску помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно красное (помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию коммуникативной активности детей..
Мнемотехника многофункциональна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников"
Консультация для педагогов...

Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...

Формирование коммуникативной активности дошкольников в условиях продуктивной деятельности
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно соз...

Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников
Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....

"Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника"
Консультация для педагогов...

Буклет на тему "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников"
В буклете "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников" представлены цели, задачи, принципы типы мотивации....

Роль моделирования как средства формирования мыслительной активности дошкольников
Моделирование относится к знаково-символической деятельности, где в качестве основных выделяют следующие виды: замещение, кодирование (декодирование), схематизацию, моделирование. Из всех видов знаков...