Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями
статья по теме

Лагутина Светлана Равиковна

В данной статье дан сравнительный анализ формирования языковой и  коммуникативной компетентности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_analiz.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями

Проблема формирования личности была и остается одной из актуальных в различных областях знаний: философии, психологии, педагогике. Объективно существующая связь человека с другими людьми, невозможность его как социального существа развиваться вне общества, позволяет выделить в качестве сущностной характеристики человеческой психики феномен общения.

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека – он может мыслить только при условии общения с внешним миром.

Особую значимость проблема общения приобретает применительно к детям  с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющим речевые нарушения. Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей  трудностях в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; о несформированности основных форм коммуникации.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности ребёнка в целом. Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.

В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной  деятельности испытывают дети с недоразвитием речи и языковых средств.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Анализ литературных данных (О. Е. Грибова, И. С. Кривовяз, Л. Г. Соловьёва, О. Н. Усанова) показывает, что такие дошкольники  на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеют трудности  формирования коммуникативных навыков. Коммуникативные затруднения не обеспечивают процесс общения, а значит, и препятствуют развитию речемыслительной познавательной деятельности, овладению знаниями, что свидетельствует о неготовности будущих первоклассников к учебному общению. Следовательно, своевременная коррекция нарушений речи и развитие коммуникативной компетенции является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний.

По мнению А.В. Хуторского, понятие компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

-овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

-способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

-совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция определяется как совокупность собственно языковой (лингвистической), речевой, дискурсивной и социокультурной компетенций (Б.В. Беляев, Н.Д. Гальскова, А.Н. Щукин). Термины «языковая компетенция», «речевая компетенция» и «коммуникативная компетенция» соответственно коррелируют с понятиями «языковые знания», «речевые навыки», «коммуникативные умения». Выделение этих компонентов в составе коммуникативной компетенции очень условно и необходимо лишь в научных и методических целях. «Речь» и «язык» – понятия комплементарные, взаимодополнительные. Как невозможна речь без конкретного языка, так невозможно говорить и о каком-либо языке вне речевого процесса. Основой формирования коммуникативной компетенции является языковая компетенция – владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемному, морфемному, лексическому, синтаксическому.

Понятие языковой компетенции ввел в лингвистику в 60-е гг. XX в. американский лингвист и общественный деятель Н. Хомский. В отечественной лингвистике детально изучал проблемы языковой компетенции Ю.Д. Апресян, выделивший понятие «владение языком» и составляющие этого понятия:

  • умение выражать заданный смысл разными способами (перефразирование);
  • извлекать из сказанного смысл, различать омонимию, владеть синонимией;
  • отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных;
  • выбрать из множества потенциальных средств выражения мысли те, что в большей степени соответствует ситуации общения и особенностям личности говорящих.

Языковая компетенция — сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка — такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д. Божович.

Онтолингвистическими исследованиями убедительно доказано, что родным языком ребенок начинает овладевать буквально с первых месяцев своей жизни. Под влиянием речи взрослых у малыша формируются навыки использования языка в коммуникативных целях; первые сведения о родном языке ребенок также черпает исключительно из того речевого материала, который предоставляют ему взрослые. Накопление знаний о языке, их систематизация, т.е. формирование языковой компетенции, происходят в тесной связи с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Активно осваивая реальный мир, ребенок постоянно использует язык в различных сферах и ситуациях общения (знакомства, обучения, обмена информацией, регулирования действий других людей и др.). При этом пополняются языковые знания и совершенствуются речевые навыки, т.е. формируется речевая компетенция.

Речевое общение (речевая деятельность) с точки зрения компетентностного подхода мы рассматриваем как интегрированный процесс речевой (фонетической, лексической, грамматической и диамонологической) и  коммуникативной компетенций. Компетенция - важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка. Коммуникативно-языковая компетенция предполагает развитие умения строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами.

Анализ теоретических и практических возможностей современной логопедии в формировании речевого общения у дошкольников с речевыми нарушениями показывает, что наиболее благополучно обстоят дела с языковой компетенцией. Давно и успешно разработкой диагностических и коррекционных методик, направленных на формирование языковых средств занимаются Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Г. А. Фомичёва и др. Основой методических рекомендаций данных авторов являются фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, Л. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной и др. Основы коррекционного обучения и развития речи детей  с речевыми нарушениями достаточно широко представлены в работах Л. С. Волковой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. В. Чиркиной и других представителей логопедии.

В плане языкового развития дошкольников с речевыми нарушениями эффективны методические разработки Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Основные направления данной работы  представлены авторами в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

Авторы предлагают формировать языковые средства дошкольников по следующим направлениям:

  • усвоение фонетической системы родного языка;
  • развитие мелодико-интонационной стороны речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи.

Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Несколько иначе обстоят дела с методиками  формирования коммуникативных компетенций: на наш взгляд в научной литературе их недостаточно. В настоящее время изучением общения детей с речевыми нарушениями занимаются О. Е. Грибова, Н. Ю. Кузьменкова, Н. Г. Пахомова, Л. Г. Соловьёва, Л. Б. Халилова и др. Авторы выделяют различное количество компонентов, входящих в состав коммуникативной компетенции.

В целом, анализируя современные работы по проблеме речевого общения, мы можем выделить следующие речевые умения, входящие в состав коммуникативных компетенций:

  • умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
  • умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
  • умение использовать речевые вариативные формулы (приветствия, прощания, благодарности);
  • умение понимать и выражать своё настроение при помощи слов; умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);
  • умение чётко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
  • умение внимательно выслушивать собеседника;
  • умение понимать эмоциональное состояние другого (сопереживать);
  • умение вести себя в конфликтной ситуации.

Оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста представлена в программе «Азбука общения» Л. М. Шипициной, О. В. Защиринской, А. П. Вороновой, Т. А. Ниловой. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок, а также комплекс методик оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей.

Цели данных методических рекомендаций сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного общения и поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Несмотря на то, что эта методика для детей с нормально развитой речью, её можно использовать совместно с  программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Своевременное формирование речевого общения тормозится недостаточным уровнем развития речи и языковых средств, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы нашли методики, представляющие интерес для специалистов в области  логопедии и дошкольной педагогики, но среди них нет синтезированной, решающей вопросы формирования и языковой и коммуникативной компетенции одновременно. Это свидетельствует о необходимости разработки методических рекомендаций по  формированию речевого общения для дошкольников с речевыми нарушениями, направленных на развитие речи, расширение их коммуникативного и социального опыта, нравственных категорий и произвольности поведения, что обеспечит предупреждение и коррекцию многих социально обусловленных отклонений в поведении детей, повысит эффективность их школьной и социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется  фонемат...

Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Данный материал расскрыает теоретические и практические аспекты формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями...

«Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи».

Статья на тему: «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи»....

Формирование личностно значимых нравственных ориентиров у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья для всероссийской конференции  "ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"...

Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений

В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепе...