Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
консультация (подготовительная группа)
Современное образование ставит своей целью формирование у детей коммуникативной компетентности - умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. Важно научить детей получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiplikatsiya.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
11.04.2024
Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Подготовила: Поплевина Е.А.
Современное образование ставит своей целью формирование у детей коммуникативной компетентности - умения вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. Важно научить детей получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, утверждал, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений дошкольного детства. Если определенный уровень овладения родным языком не был достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
При этом в соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития необходимо учитывать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной и интеллектуальной сфер личности. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи в области отечественной дефектологии: Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е.М. Мастюкова и др.
Они отмечали, что психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
- Нарушения восприятия, внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность.
- Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР.
- Несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста.
- Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах создают дополнительные трудности в восприятии учебного материала.
- Личностные особенности детей с ОНР отражаются на их способности воспринимать учебный материал. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным детям, подбирать новые формы работы с целью повышения мотивации к речевой и учебной деятельности, усвоения детьми норм общения в коллективе, без чего невозможно полноценное обучение и воспитание.
Одна из задач логопедической работы – поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Вариантом ее решения может быть использование учителем – логопедом средств мультипликации как способа усиления наглядности и повышения осознанности воспринимаемого материала.
Задачи использования средств мультипликации:
- Повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детей
- Активизация процесса восприятия лексического материала
- Развитие лексико-грамматических средств языка
- Развитие связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, доступные дошкольникам сюжеты. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать их общую осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.
При этом следует отметить, что отношение современного общества к просмотру телепередач детьми дошкольного возраста неоднозначно. Существует мнение, что неконтролируемый просмотр мультфильмов отрицательно сказывается на развитии произвольного внимания, сужает кругозор, простой (а зачастую и примитивный) сюжет не всегда дает возможность включить воображение и фантазию, недостатки перевода зарубежных фильмов или монотонность озвучивания лишают ребенка шанса слышать правильную, красивую родную речь, воспринимать все передаваемые интонации и чувства, что может вести к отставанию в речевом развитии детей.
Не стоит забывать и об имеющей место пропаганде нежелательных моделей поведения, в частности, жестокости и агрессии.
В настоящее время существует интернет-проект «Научи хорошему», главный лозунг которого: «За возрождение нравственности в СМИ!», на его сайте есть материал под названием «Детство под угрозой. Вредные мультфильмы», о существовании которого важно знать каждому педагогу и родителю.
Ребёнок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную медиасреду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми. Эти нецеленаправленные факторы воспитания, которые уменьшают долю влияния факторов целенаправленных.
Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей же искусство – одна из форм познания мира. Через мультфильмы ребёнок узнаёт новое: явления, названия, слова, юмористические ситуации.
По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, в выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается «нормальная для ребенка, рожденного в России, картина мира». Эта картина, со слов И.А. Медведевой, в основе своей православна, потому что «…зло в этой картине мира … не предвечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его «злодейскую» сущность.
Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Для детей с проблемами общения они предлагают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лалетина А.Ф. в своей диссертации на тему «Формирование трудовых представлений у дошкольников средствами медиаобразования» провела анализ воспитательного потенциала современных и «советских» мультфильмов. Она предложила нейтрализовать негативные влияния средств медиасреды. Это можно сделать, если оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, вводя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы ДОУ, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения.
В своей работе со старшими дошкольниками, воспитанниками я использую отечественные мультипликационные фильмы.
На настоящий момент создана подборка DVD-дисков, разработаны требования к отбору мультипликационных лент и система работы, реализуемая непосредственно в ОД, во время самостоятельной деятельности и в дополнительно образовательной деятельности во второй половине дня (один раз в неделю) , на психокоррекционных подгрупповых занятиях педагога-психолога ОУ.
Принцип отбора мультфильмов связан с прохождением программного материала и соответствует изучаемым лексическим темам.
- Наиболее интересны с точки зрения коррекционного воздействия представляются отечественные ленты советского периода производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», 1947-82 г.в., обязательно хорошего качества (в том числе восстановленные и переозвученные). Источник – Интернет.
- Продолжительность мультфильмов для просмотра группой детей во время коррекционного часа не должна превышать 10 минут, для просмотра вместе с родителями в домашних условиях – 20 минут.
- Сюжет мультфильма должен быть доступен по содержанию, иметь выраженную последовательность действий (что особенно важно на начальных этапах работы), иметь воспитательное значение.
- Герои мультфильма должны быть озвучены профессиональными актерами. На начальных этапах работы между героями обязательно должен вестись диалог, при этом количество главных героев не превышает трех. На последующих этапах используются мультфильмы с большим количеством героев, по сюжету допускаются монологи или отсутствие речевого озвучивания. Например, по лексической теме «Игрушки» на начальном этапе для работы над пересказом сюжета при выборе между лентами «Живая игрушка» (Союзмультфильм, 1982г.) и «Старая игрушка» (Союзмультфильм, 1982г.) стоит отдать предпочтение первой, где ярко показаны и озвучены переживания главных героев – девочки и зайчонка. Позднее можно предложить детям вторую ленту, где будет вестись работа не только над пониманием скрытого смысла произведения, но и самостоятельное построение диалога между героями, оценка их эмоционального состояния или интерпретация их поступков и действий, т.к. они по сюжету мультфильма не разговаривают.
Система работы над мультипликационным произведением строится на основе общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей,
- коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи,
- обогащения мотивации речевой деятельности.
Этапы работы над мультфильмом.
Предварительная подготовительная работа учителя-логопеда связана с отбором мультипликационного материала, составлении подробного анализа произведения для воспитателя логопедической группы (определение сюжетной линии, главных и второстепенных героев, взаимодействия между ними), подборе речевого материала (речевых игр) для занятий коррекционного часа.
Знакомство с мультипликационной лентой. Воспитатель проводит беседу, сообщает детям название мультфильма, готовит к его восприятию и пониманию. В мини-кинотеатре детского сада дети смотрят мультфильм.
По возвращению в группу проходит разбор содержания мультфильма по вопросам педагога. Дети проговаривают основную сюжетную линию мультфильма и выполняют сюжетные рисунки по следам впечатлений. Главное условие: на рисунке обязательно должен присутствовать хотя бы один главный герой. Воспитатель оказывает помощь организационного характера (выбор сюжета, напоминание способа взаимодействия героев, предлагает в качестве наглядности схемы поэтапного рисования живых и неживых объектов).
Детям предоставляется максимальная свобода, но иногда помощь воспитателя бывает просто необходима: в индивидуальном порядке проговорить выбранный сюжет, еще раз вспомнить его героев и место действия.
На материале мультфильма идет работа по формированию лексико-грамматических навыков с использованием подобранных учителем-логопедом словесных, пальчиковых и дидактических игр.
На следующий день на групповом занятии работу продолжает учитель-логопед. Его цель – построение связного рассказа на материале сюжета мульфильма:
- описательного характера (сначала только отдельных предметов, описание внешнего вида героев, затем – с характеристикой их поступков и качеств личности),
- сюжетного рассказа, т.е. пересказа сюжета мультфильма (совместно с педагогом, коллективно, по цепочке, по очереди),
- по одной картине или серии сюжетных детских рисунков,
- с использованием приемов наглядного моделирования,
- с элементами творчества («Как вы думаете, что будет с героями утром, когда они проснутся? Что они будут чувствовать, вспоминать, о чем разговаривать?»), если сюжет это позволяет.
Нравственно-воспитательный аспект сюжета может быть отдельно использован в работе педагога-психолога на занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы личности. Так мультфильмы «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена и Чебурашка» позволяют обсудить семейные ценности, радость обретения семьи, любимого человека, друга.
Мультфильм «Крошка Енот» - о преодолении своего страха, стремлении быть смелым и самостоятельным и т.д.
Позднее продуктом коллективной детской деятельности могут стать выставки рисунков, коллаж, диафильм, рисованный мультфильм с озвучиванием героев самими детьми, мини-драматизации по сюжету произведения в качестве досуговой деятельности в свободное время под руководством воспитателя. Этот вид работы нами пока только планируется.
Просмотр мультфильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В этом случае для родителей разрабатывается схема анализа сюжета и план пересказа содержания. Однако подобная работа возможна только после обучения детей первоначальным навыкам рассказывания.
На начальных этапах работы имели место трудности, связанные с недостаточностью развития активного восприятия: дети не могли решить, что именно они хотят нарисовать либо отказывались рисовать по причине «неумения» (а точнее, страха нарисовать неправильно, непохоже), затруднялись в определении героев (рисовали предметы окружения, но не персонажей мультфильма), с трудом описывали собственный рисунок, не могли передать содержание сюжета.
На первых рисунках детей не было главных героев или их действия следовало дополнительно объяснять и даже додумывать.
На этом этапе велась работа по составлению описательного рассказа и пересказа небольших отрывков сюжета.
С приобретением опыта анализа мультипликационного произведения детям стало легче даваться соотнесение зрительного образа с графическим объектом, появился интерес к работе, способность к передаче последовательности событий. Дети начали объяснять причины и последствия поступков героев, пытаться переносить сказочные сюжеты в повседневную жизнь («Могла бы произойти такая же история в нашем детском саду?»).
Данная система работы позволяет использовать знакомые и интересные детям виды деятельности (просмотр мультфильмов, рисование, игру) в качестве приемов развития связных форм высказываний и пройти путь от словесной констатации наблюдаемых объектов и явлений (описания) к созданию собственного замысла и его творческой реализации (перевоплощение в героев мультфильма). Использование ИЗО-деятельности в ходе овладения навыком пересказа, позволяет детям лучше понять взаимоотношения и характер героев, обращает их внимание на детали (например, где произошла встреча героев – в домике или на улице?), способствует лучшему пониманию сюжетной линии, выделению её частей (т.е. составлению плана будущего рассказа), что пригодится детям уже в самом начале школьной жизни.
Использование средств отечественной мультипликации в работе оказывает положительное влияние на познавательную деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет – более грамотно, последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. происходит развитие их речевых умений и связной речи в целом.
«Черный список» мультфильмов: «Губка Боб», «Симпсоны», «Шрек», Покемоны», «Ронал - варвар», «Футурама», «Бивис и Баттхед», «Южный парк», «Счастливые лесные друзья», «Франкенвини», «Карролина в стране кошмаров», «Нидзяго», «Трансформеры», «Бен тен», японские «Анимэ», «Дорога на Эльдорадо».
«Нежелательные мультфильмы» (мультфильмы, которые детям 3 – 6 лет показывать нежелательно, но если Вы их все же решили посмотреть, то только вместе с ребенком, комментируя и обсуждая поступки, речь и чувства героев, и разделив время просмотра на части в случае, когда оно превышает допустимые нормы).
«Маша и медведь», «Том и Джерри», «Черепашки ниндзя», «Три богатыря….», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Человек – паук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....
Игровой тренинг для родителей с детьми на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников
laquo;Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаем...
Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»...
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...
Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Задачи использования средств мультипликации:Повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детейАктивизация процесса восприятия лексического материалаРазвит...
Перспективы использования средств мультипликации для развития нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации,...