Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
статья (подготовительная группа)

Бухинская Ольга

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей     подготовительной к школе группы.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.        

Вид проекта информационно - познавательный.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели.

Цель проекта:

формирование познавательной, коммуникативной, культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

Актуальность.

 Обращение к данной проблеме обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Данная технология направлена не только на развитие познавательного интереса и коммуникативных качеств, но и усилит речевую мотивацию детей к созданию условий для формулирования вопросов, к построению самостоятельных высказываний и рассуждений.

Задачи проекта:

-  развивать познавательные процессы, способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;

- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;

- научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;

-  развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;

- учить проявлять толерантность во взаимодействии, координируя свои действия с действиями партнёров;

-  формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

Основные направления проекта.

1. Познавательно-речевое:

- подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики;

- знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности;

- создание условий: организация пресс-центра в группе, мини-музея журналистики;

- обучение проведению интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно.

2 . Игровое направление:

дидактические, сюжетно – ролевые, режиссёрские игры.

3. Продуктивное направление:

-   подготовка и выпуск репортажа;  

-   подготовка и выпуск газеты;

анализ вышедшего номера и составление

     плана выпуска следующего номера газеты

В результате проделанной работы уровень развития познавательной и коммуникативной компетенции значительно повысился.

Работа по реализации проекта.

ПОЗНАНИЕ (обр. область)

Изучение литературы  по теме проекта.

Разработка и составление плана работы.

Подбор дидактических пособий, иллюстраций по теме.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:

«Мы – журналисты»;

«Журналист – профессия творческая»;

и другие.

Беседы познавательного характера на темы:

«Что я знаю о профессии журналиста?»;

«О чем можно узнать по заголовку?»;

«Журналистика – целая наука»;

«Кто издаёт журнал?»;

«Интервью»

«Кто такой юнкор?»

Этикет телефонного разговора» и другие.

Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.

Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.

КОММУНИКАЦИЯ (обр. область).

Знакомство с разными журналами и газетами.

Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.

Знакомство с творчеством известных журналистов.

Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний.

Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (обр.область).

Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» и т.д.

Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города» и др.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Изготовление репортажей, газет в соответствии с темой недели.

Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.

Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.

Творческий конкурс на лучший репортаж.

ЗДОРОВЬЕ.

Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.

ТРУД.

Знакомство с профессиями журналист, оператор, звукорежиссёр, редактор и т.д.

Проведение различных сюжетно-ролевых игр: «Фотосалон», «Салон красоты», «Звукооператор» и другие.

Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

ПЕРСПЕКТИВЫ.

Продолжить работу по изданию еженедельной газеты  

 В группе создали условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес и мотивацию и отражению в свободной деятельности, игре, на занятиях полученного опыта. Положительные отношения к журналистам у детей сформировались из-за взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью. От тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Поставленные задачи проекта решаются в форме занятий, игр, различных методов, т.к. моделирование ситуаций, наблюдение, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий) – это позволяет развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной-монологической.

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. На занятиях мы проводим игры развивающие данные процессы «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Журналист – профессия творческая».

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога.

Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.

Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.

Вся система работы направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь.

Достаточно проведено занятий по ознакомлению с профессиями специального корреспондента, оператора, фотооператора, диктора, дизайнера. Дети получали опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»

Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...

Конспект открытого познавательно - речевого занятия для детей подготовительной к школе группы. Животные наших лесов. Ёж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка»п.Приполярный        Конспект открытого познавательно - рече...

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"...