Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
статья (подготовительная группа)
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Вид проекта информационно - познавательный.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели.
Цель проекта:
формирование познавательной, коммуникативной, культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
Актуальность.
Обращение к данной проблеме обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Данная технология направлена не только на развитие познавательного интереса и коммуникативных качеств, но и усилит речевую мотивацию детей к созданию условий для формулирования вопросов, к построению самостоятельных высказываний и рассуждений.
Задачи проекта:
- развивать познавательные процессы, способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;
- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
- научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- учить проявлять толерантность во взаимодействии, координируя свои действия с действиями партнёров;
- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
Основные направления проекта.
1. Познавательно-речевое:
- подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики;
- знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности;
- создание условий: организация пресс-центра в группе, мини-музея журналистики;
- обучение проведению интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно.
2 . Игровое направление:
дидактические, сюжетно – ролевые, режиссёрские игры.
3. Продуктивное направление:
- подготовка и выпуск репортажа;
- подготовка и выпуск газеты;
анализ вышедшего номера и составление
плана выпуска следующего номера газеты
В результате проделанной работы уровень развития познавательной и коммуникативной компетенции значительно повысился.
Работа по реализации проекта.
ПОЗНАНИЕ (обр. область)
Изучение литературы по теме проекта.
Разработка и составление плана работы.
Подбор дидактических пособий, иллюстраций по теме.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам:
«Мы – журналисты»;
«Журналист – профессия творческая»;
и другие.
Беседы познавательного характера на темы:
«Что я знаю о профессии журналиста?»;
«О чем можно узнать по заголовку?»;
«Журналистика – целая наука»;
«Кто издаёт журнал?»;
«Интервью»
«Кто такой юнкор?»
Этикет телефонного разговора» и другие.
Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы.
Работа с практическим материалом: DVD – дисками, фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками.
КОММУНИКАЦИЯ (обр. область).
Знакомство с разными журналами и газетами.
Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
Знакомство с творчеством известных журналистов.
Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний.
Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (обр.область).
Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» и т.д.
Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города» и др.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Изготовление репортажей, газет в соответствии с темой недели.
Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.
Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
Творческий конкурс на лучший репортаж.
ЗДОРОВЬЕ.
Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.
ТРУД.
Знакомство с профессиями журналист, оператор, звукорежиссёр, редактор и т.д.
Проведение различных сюжетно-ролевых игр: «Фотосалон», «Салон красоты», «Звукооператор» и другие.
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВЫ.
Продолжить работу по изданию еженедельной газеты
В группе создали условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес и мотивацию и отражению в свободной деятельности, игре, на занятиях полученного опыта. Положительные отношения к журналистам у детей сформировались из-за взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью. От тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Поставленные задачи проекта решаются в форме занятий, игр, различных методов, т.к. моделирование ситуаций, наблюдение, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий) – это позволяет развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной-монологической.
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. На занятиях мы проводим игры развивающие данные процессы «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Журналист – профессия творческая».
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога.
Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.
Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.
Вся система работы направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь.
Достаточно проведено занятий по ознакомлению с профессиями специального корреспондента, оператора, фотооператора, диктора, дизайнера. Дети получали опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»
Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...
Конспект открытого познавательно - речевого занятия для детей подготовительной к школе группы. Животные наших лесов. Ёж.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка»п.Приполярный Конспект открытого познавательно - рече...
Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"
Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"...