Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» в младшей группе
материал (младшая группа) на тему

Попова Валерия

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» из опыта работы в младшей группе

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность (почему? Зачем, как, что будет е, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение может быть разным.

1. Случайные эксперименты и наблюдения.

Мы проводим в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Вот, например, наблюдение за облаками. Мы обратили внимание на их необычную форму, и предположили исчезнут они или останутся. Через какое-то время один из ребят заметил, что облака исчезли, и небо стало совсем чистое. После чего ребята строили заключения, куда делись облака.

Или вот наблюдение за радугой из окна, когда она появилась после дождя.

2. Плановые эксперименты и наблюдения.

В перспективный план образовательной деятельности мы включили плановые эксперименты. К занятиям по экспериментированию мы готовимся заранее: определяем задачи эксперимента, выбираем объект, продумываем приёмы и методы руководства экспериментом. Единственный недостаток проведения плановых опытов и экспериментов в том, что занятия ограничены по времени. Поэтому очень часто мы проводим опыты во второй половине дня и ребёнок самостоятельно может выбрать, хочет он этим заниматься или нет! Сюда относятся игры с песком, водой, изучение свойств снега, льда, дерева, бумаги, ткани, солнечного света, воздуха.

Также к плановым наблюдениям относятся наблюдения за птицами, за деревьями, за ветром, за снегом, за солнцем и т. д.

Также к наблюдениям в группе относятся:

- наблюдение за прорастанием овса, кукурузы;

- изучение свойств магнита;

- изучение поверхности и формы камушков, каштанов, шишек.

3. Ну и, конечно же, детские вопросы по экспериментированию не остаются без внимания. Выслушав вопрос мы не отвечаем на него. Иногда стараемся привлечь ещё некоторых ребят к выяснению истины данного вопроса.

На этом опытно-экспериментальная деятельность детей не заканчивается. Они активно продолжают её дома. Вместе с родителями ребята занимаются дома исследованиями.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.

Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Месяц Тема Цель

сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Игры с султанчиками». Познакомить со свойством воздуха – движение.

3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

4. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.

4. «Свойства глины». Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь 1. «Холодный – горячий». Учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда.

Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер.

3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».

4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что им дышат.

Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что плавает»

Апрель 1. «Веточки сирени» Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов.

4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, почву, глину» Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» из опыта работы в младшей группе

       

        Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

 В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность (почему? Зачем?, как?, что будет е, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

      В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение может быть разным.

1. Случайные эксперименты и наблюдения.

Мы проводим в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Вот, например, наблюдение за облаками. Мы обратили внимание на их необычную форму, и предположили исчезнут они или останутся. Через какое-то время один из ребят заметил, что облака исчезли, и небо стало совсем чистое. После чего ребята строили заключения, куда делись облака.

Или вот наблюдение за радугой из окна, когда она появилась после дождя.

2.Плановые эксперименты и наблюдения.

 В перспективный  план образовательной деятельности мы включили плановые эксперименты. К занятиям по экспериментированию мы готовимся заранее: определяем задачи эксперимента, выбираем объект, продумываем приёмы и методы руководства экспериментом. Единственный недостаток проведения плановых опытов и экспериментов в том, что занятия ограничены по времени. Поэтому очень часто мы проводим  опыты во второй половине дня и ребёнок самостоятельно может выбрать, хочет он этим заниматься или нет! Сюда относятся игры с песком, водой, изучение свойств снега, льда, дерева, бумаги, ткани, солнечного света, воздуха.

Также к плановым наблюдениям относятся наблюдения за птицами, за деревьями, за ветром, за снегом, за солнцем и т.д.

Также к наблюдениям в группе относятся:

- наблюдение за прорастанием овса, кукурузы;

- изучение свойств магнита;

- изучение поверхности и формы камушков, каштанов, шишек.

3. Ну и, конечно же, детские вопросы по экспериментированию не остаются без внимания. Выслушав вопрос мы не отвечаем на него. Иногда стараемся привлечь ещё некоторых ребят к выяснению истины данного вопроса.

 На этом опытно-экспериментальная деятельность детей не заканчивается. Они активно продолжают её дома. Вместе с родителями ребята занимаются дома исследованиями.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.

 

Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

 

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

1. «Какая бывает вода».

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

 

2. «Игры с султанчиками».

Познакомить со свойством воздуха – движение.

 

3. «Мутная водица».

Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

 

4. «Сладкая водичка».

Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

октябрь

1. «Узнай по запаху».

Дать представление об органах чувств (нос).

 

2. «Поиграем с ветерком».

Учить умению обнаруживать движение воздуха.

 

3. «Разноцветная водица».

Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

 

4. «Почва».

Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь

1. «Поиграем с песком».

Дать представление о свойствах песка.

 

2. «Тяжелый – легкий».

Учить определять и группировать предметы по весу.

 

3. «Узнай по звуку».

Определять и называть издаваемые звуки.

 

4. «Свойства глины».

Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь

1. «Холодный – горячий».

Учить определять температуру воды.

 

2. «Чудесный мешочек».

Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

 

3. «Водичка – водичка».

Закрепить свойства воды.

 

4. «Откуда сосулька».

Познакомить детей об образовании льда.

Январь

1. «Какой это снег».

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

 

2. «Как превратить снег в воду».

Формировать простейшие представления о свойствах снега.

 

3. «Превращение воды».

Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

 

4. «Воздух невидимка».

Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль

1. «Цветные льдинки»

Познакомить с одним из свойств воды.

 

2. «Ветер, ветер ты могуч»

Познакомить с природным явлением – ветер.

 

3. «Свойство льда»

Закрепить знания о свойстве льда».

 

4. «Игры с соломинкой»

Дать представление о том, что им дышат.

Март

1. «Плавает или тонет»

Учить определять тяжелые и легкие предметы.

 

2. «Свойство бумаги»

Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

 

3. «Посадим лук»

Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

 

4. «Что тонет, а что плавает»

 

Апрель

1. «Веточки сирени»

Наблюдать за появлением листочков на веточках.

 

2. «Поиграем с солнечным зайчиком»

Дать представление о том, что это луч солнечного света.

 

3. «Деревянные предметы и их свойства»

Учить определять свойства деревянных предметов.

 

4. «Где воздух»

Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май

1. «Ткань, её свойства и качества»

Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

 

2. «Мы печём пироги»

Расширять знания о свойствах песка.

 

3. «Сравнить песок, почву, глину»

Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

 

4. «Отчего вода имеет вкус»

Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Эксперименты и опыты с водой"

Организация экспериментально-поисковой  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» (II младшая группа) Тема: «Поможем дедке сажать репку »

Программное содержанке:1. Воспитательные задачи:·         Воспитывать эмоциональную отзывчивость: желание помочь герою; радость от совместных действий, доброжел...

Конспект организованной деятельности по образовательной области «Познание» в младшей группе на тему: «Кому нужна вода?»

Продолжить знакомить детей с окружающим миром.Дать представление о том, что вода необходима для жизни животных, растений, человека, а также водного транспорта. Знакомить с различными природными явлени...