Из опыта работы воспитателя по речевому развитию дошкольников
статья (старшая группа) на тему
«Природа -единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В.И.Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы воспитателя Лушниковой Елены Николаевны
по теме:
«Развитие речи детей, через ознакомление детей дошкольного возраста с природой.»
«Природа -единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В.И.Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям».
Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей. Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа.
Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях: их существенные признаки , выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы.
Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений.Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление,а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т.е. объединение предметов и явлений по сходныи признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте, детям доступно выделить в природе следующие группы или класификации: растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приема выводятся правила по уходу за комнатными растенеями, за животными, обитающими в «Живом уголке». Выводы формируются в виде суждений и умозаключений.
Работая с детьми в старших группах, я на практике убедилась, что природа-это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей. Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой. Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее. Своей работой я стараюсь приблизить детей к природе, научить понимать и любить её, потому, богаче и прекраснее детства тех, кому открыта красота окружающего мира. Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей, лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы, её красоту, обогатить речь детей, научить мыслить, анализировать, сопоставлять стало целью моей работы, в результате которой я составила перспективный план, в который включила следующие разделы: «Где мы живем.», «Дикорастущие культурные растения.», «Красная книга», «Будь природе другом», «Снег и лёд», «Что где растет, кто где живет». Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы-это занятия, беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки
. Входе проводимой мною работы с детьми использую различные методы: наглядный, словестный, практический, игровой. Часто использую их в сочетании друг с другом. Вопросы: как?, зачем?, почему?, каквы думаете?, почему вы так думаете?, кто думает по-другому?,- заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речи, развивается память и мышление. Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе, а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы, художественной литературы. Большую роль в развитии детей и привитии им чувства заботы и сострадания «Уголок живой природы» в группе, где собранны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними. Совсем недавно родители подарили в группу морскую свинку. Дети с любовью и желанием наблюдают за их повадками.
В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе, чтения стихов, отгадывание загадок, дети стали любознательнее, внимательнее и бережливее. Часто в их речи можно услышать образные , красивые слова- сравнения, определения. В нашем детском саду стали традиционными творческие дни, которые обогащают знания детей. Одним из творческих дней -День общения с природой. В ходе него детям предлагается окунуться в мир природы. В этот день проводятся занятия-путешествия, дидактические игры, игры-драмматизации.
Можно наблюдать знания детей, сопоставлять их со знаниями детей другой группы (старших). Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы, предметов или явлений, являются занятия. Они проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану. На занятиях я стараюсь не только закрепить знания детей, а также сообщить детям новые сведения. Цель работы с детьми в ходе занятий-это развитие познавательных процессов(наблюдательности, мышления и речи детей), обогащения их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для этого использую различные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т.д. Провела такие занятия по познавательному развитию, как «Живой мир», «Царство природы», «Птицы», «Комнатные растения». Интересно проходять занятия-эксперименты в специально созданных условиях. Привлекаю детей к проведению на занятиях, прогулках или в уголке природы, а так же на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности, воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы:замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т.д. При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения.
Воспитывать успойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей . Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках. Все выше перечисленное я стараюсь донести до родителей. В беседах с ними учу обращать внимание их детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор детей, развивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т.д. Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньшне маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.
Дети любят природу, потому, что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, не развивает речь, мыслительные способности, как природа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»
Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников
Консультация для воспитателей...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
Консультация для воспитателей: «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников»
Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....
Доклад из опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе
Доклад из опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...