«Обобщение опыта работы воспитателя по речевому развитию через различные виды деятельности в ДОУ»
методическая разработка
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение опыта работы воспитателя по речевому развитию через различные виды деятельности в ДОУ»
Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе,
когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит
прежде всего в игре.....
А.С. Макаренко
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивной период развития. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Цель: Совершенствование работы по речевому развитию детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи: Создать в группе развивающую среду; развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; развивать мелкую моторику рук.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.
Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.
Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.
Развитие речи детей средствами дидактической игры.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д .Учимся рассуждать, беседовать Составила картотеку словесных речевых игр и упражнений.
Развитие речи посредством художественной литературы.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год» , «День космонавтики» и тд. Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. Каждый год в своей группе «Пчёлка» провожу «Книжную неделю». Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. С детьми составляем план рассказа и по этому плану дети пересказывают. В этом году мы со своими воспитанниками группы и их родителями провели творческую мастерскую "Изготовление книги своими руками!" При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, развивается речь, ручная умелость. Во время изготовления книги ребенок общается со взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности и развития речи ребенка.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.
Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.
В.А. Сухомлинский пишет: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Игры с прищепками, выполнение графических заданий, нанизывание бусинок, рисование на песке, составление разных узоров из счетных палочек
Все эти игры способствуют развитию речи дошкольников.
Пальчиковая гимнастика.
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания
Продуктивная (художественная) деятельность
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает осуществлять свою деятельность. После ООД например по рисованию, обговариваем работу, дети рассказывают, что они нарисовали, оценивают работы других детей.
Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, поражает гудению самолёта, голосам зверей и т.д., развивается диалогическая игра. Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.
Музыкальная деятельность детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальной деятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Музыкально-дидактические игры такие, как «На каком инструменте играю?», «Угадай, что звучит?», способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.
Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная: здесь растут клены, березы, липы, вишни, ели. В теплое время года на клумбах множество цветов. Выход на прогулку начинаю со слов: «Обратите внимание, дети, какой сегодня день!». «Какая на улице погода» На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Дети очень любят играть подвижные игры.
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Загадки, пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В свободное время мы любим отгадывать пословицы, загадки. Еще составляем загадки по опорным таблицам. Составление загадок обогащает словарь за счет многозначности слов.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Речевая среда- это в первую очередь семья.
Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», родительские собрания.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования связной речи детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности и в естественной обстановке живой разговорной речи.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей. Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»
В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...

Обобщение опыта работы воспитателя 1кк Власовой Валентины Васильевны
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию на тему: "Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию за 2014 -2017 учебный год...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога
Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»
Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, к...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»
Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...