Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»
консультация по развитию речи на тему
Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках дошкольного воспитания не только художественное воспитание, но и все компоненты учебно – воспитательного процесса, а при необходимости и коррекционного воздействия, средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.
В настоящее время артпедагогика в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотератию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное воздействие движением) т.д.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ № 74
Радаева Галина Анатольевна
Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках дошкольного воспитания не только художественное воспитание, но и все компоненты учебно – воспитательного процесса, а при необходимости и коррекционного воздействия, средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.
В настоящее время артпедагогика в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотератию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное воздействие движением) т.д.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.
Выделяют пять видов сказок:
- художественные сказки – это народные и авторские;
- дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;
- психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);
- психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
- медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках, так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия.
Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.
Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.
Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи. У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему: применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).
Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.
Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка.
Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.
Рекомендации по организации и проведению занятий.
Что нужно знать при проведении занятия?
1. Подготовка к занятию.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
2. Проведение занятий.
2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.
2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.
2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать.
2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Структура занятия:
1. Ритуал «входа» в сказку.
2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.
3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.
4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка/.
5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.
6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт/.
7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.
Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...
для Аттестации -2020 "Опыт работы по познавательно-речевому развитию дошкольников"
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире.Хорошая речь – ...
Формы работы по познавательно – речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС
ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области: познавательное и речевое.Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной ...
Формы работы по познавательно – речевому развитию дошкольников
Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой акти...
«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет....