Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.
статья (средняя группа) на тему

Шайтурова Екатерина Сергеевна

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №329 комбинированного вида»

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Выполнила воспитатель

средней группы №3

Шайтурова Екатерина Сергеевна

Омск - 2017

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране  одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что в игре присуща воображаемая ситуация.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

 В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к природе родного края, мы в своей работе используем разнообразные виды игр.  Игры мы проводим с детьми во время непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах,  как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возможностей детей.

Применяются две группы игр:

1. Игры с готовым содержанием и правилами;

2. Творческие игры.

1. Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Мы используем с детьми такие игры как «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Сначала мы использовали несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Мы используем такие игры как «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и т.д. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что…» или «Лимон жёлтый, а огурец… », «Ромашка белая, а колокольчик… » и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

2. Творческие игры природоведческого содержания.  В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т.д.

  Так же в своей работе широко используем многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные круги Луллия». Игра с кольцами Луллия позволяет в доступной для детей игровой деятельности с использованием большого количества наглядного материала реализовать все разделы программы для дошкольных организаций «Омское Прииртышье».

В нашей группе мы используем кольца Луллия изготовленные и разработанные нами самими: вращающийся диски «Найди и назови маму», «Кто чем питается»,  «Птицы - тень»,  «Времена года - одежда»,  «Животные - среда обитания»,  «Животные - питание»,  «Где что растет»,  «Чей домик», «Ягода – место произрастания», «Спортсмен – спортивный инвентарь», «Олимпийский чемпион – предмет, который помог ему стать чемпионом», «Мама – детеныш - тень», «Питание – насекомые - часть»,  «Птицы - среда обитания - тень»,  «Цветок – цвет - тень»,  «Животные - среда обитания - дом», «Профессия – инструмент – место (город или деревня)», «Дерево - плод - лист», «Насекомое - среда обитания - тень».

Большое место в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к природе родного края  занимают лэпбуки экологического содержания. В нашей группе изготовлены лэпбуки по темам: «Зимующие птицы», «Ворона», «Весна», «Песок и глина»,  «Комнатные растения», «Огород на подоконнике», «Путешествие капельки», «Берегите природу». В дальнейшем планируется пополнить нашу коллекцию такими лэпбуками как «Береза», «Богатство русского леса», «В мире морском», «Во саду ли в огороде»,  «Деревья», «Дикий мир Сибири (животные)», «Красная книга животные», «Мир насекомых», «Юный исследователь».

Еще в своей работе мы используем дидактическое пособие «Сезонное дерево».

Используя игры экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?» Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Знания детей стали системны. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого (у животных - движение, питание, у растений - рост). Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...

Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"

Буклет  "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...