Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
статья (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Свою работу по данному направлению педагоги строят в соответсвии с парциальной программой «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В.Серых, Г.А.Репринцева). Программа содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)», знакомит детей с природой родного края: его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе. Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_starshih_doshkolnikov.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
«В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!»
Леонардо да Винчи
Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате наблюдения за природой формирует у человека высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.
Наш Белгородский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём о нем, его природе, тем больше мы начинаем его любить.
Познание природы, причинно-следственных связей между её объектами и явлениями развивает мышление детей, их способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания дошкольников, поэтому так важно научить их беречь и любить природу.
Задача воспитателя – пропаганда экологических знаний среди детей, формирование желания «сделать мир лучше, добрее», иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали так актуальны? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования начала экологической культуры, происходит становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Дети начинают понимать ценность жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.
В Основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» используется парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В.Серых, Г.А.Репринцева), которая в Содержательном разделе содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)».
Программа знакомит детей с природой родного края: его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе.
Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей.
На занятиях по экологической культуре мы рассматриваем следующие темы:
- «Тайны природы: радуга, молния, гром, град, ураган, шторм» (беседа, презентация «Животные и растения Белгородского края»);
- «Природа рядом с нами: учусь заботиться о растениях и животных» (беседа, рассказ);
- «Сочинялки о природе» (литературные игры).
- «Природа любит чистоту» (проблемная ситуация: что делать с отходами ситуативный разговор, беседа);
- «Я природу берегу, я природе помогу» (экономное расходование воды), беседа).
В целях формирования экологических навыков дети участвовали в создании экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем».
Задачи проекта:
- учить детей бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении;
- развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении;
- совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.
К процессу воспитания детей по экологическому направлению привлекаются и родители. На первом родительском собрании они знакомятся с работой дошкольного образовательного учреждения по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.).
В течение года проводятся различные мероприятия с их участием. В информационных уголках размещаются консультации для родителей по экологическому воспитанию. Большой интерес родителей и детей вызывают туристические походы на природу, соревнования.
Дети и родители нашей группы принимают активное участие в проведении природоохранных акций, которые направленны на сохранение объектов природы. Их тематика очень разнообразна: «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Чистый двор» (уборка территории).
Участие в таких акциях приходит к пониманию природных процессов; дети начинают осознавать ответственность за последствия своих поступков, растут увлечёнными, неравнодушными людьми.
Литература:
- Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996 г.
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995 г.
- Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В.Серых, Г.А.Репртнцева. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017.- 52 с.
- Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.
- Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края
Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...
Фото отчет по формирование патриотических чувств у дошкольников, через познание истории и природы родного края.
Фото отчет по формирование патриотических чувств...
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа
Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...
Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
«Формирование экологической культуры в младшей группе через ознакомление детей с природой родного края»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина это...