Проект Экология : Формирование бережного отношения к природе родного края
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №66 «Забавушка»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ
Цель проекта: Формирование бережного
отношения к природе родного края
Выполнила воспитатель высшей
квалификационной категории
Бочкарева Наиля Гильмуллаевна
МАДОУ № 66 «Забавушка»
г. Нижневартовск
Соединив леса и горы, озера реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края,
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-мансийская Земля!
ЭКОЛОГИЯ
Актуальность проекта:
В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования
Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.
Задача педагога:
Совместно с семьей дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающей среды, учить сопереживать живым существам.
Беседы и анкетирование родителей выявили большое желание знакомить детей с природой родного края.
В наше время, ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса. Из полученной техническим путем информации дети могут знать растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Поэтому, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Особой красотой и разнообразием природы выделяется наш Ханты - Мансийский автономный округ. Территория Югры располагает богатыми природными ресурсами: растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. В лесах произрастают ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. Болота богаты плодово-пищевыми видами растительности: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черёмухой, рябиной. Животный мир: лисица, песец, белка, соболь, куница, горностай, колонок, хорь, норка, ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий северный олень, лось и др. Птица: гуси, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. Водные бассейны содержат запасы ценной рыбы, привлекают водоплавающую птицу.
Однако, Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение). Поэтому, необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды. И именно дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение природы как объекта его постоянной заботы.
Цели проекта:
формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
экологическое воспитание детей и родителей.
Задачи проекта :
1. Углублять знания детей о мире животных нашего края: их название, внешний вид, среду обитания.
2. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в окружающей среде.
3. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
5. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
6. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Предполагаемый результат:
-повышение роли родителей в экологическом образовании детей;
-увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- формирование бережного отношения к природе, стремления к правильному поведению по отношению к миру природы
Формы работы по реализации проекта :
1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности
2. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
3.Беседы с родителями о важности данной проблемы.
4. Работа родителей с детьми по изучению животного и растительного мира,
5. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
6. Участие родителей в субботниках.
7. Проведение совместных экологических экскурсий.
8. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
- Перспективный план проекта
№ | месяц | Форма проведения |
1 | Сентябрь | - Анкетирование родителей на тему : «Экологическое образование в семье», «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»; -оформление папки-передвижки для родительского уголка «Детям о природе»; - Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. |
2 | Октябрь | -Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры у дошкольников»; -Субботник на территории детского сада совместно с родителями и детьми; -Конкурс осенних поделок «Золотая осень». |
3 | Ноябрь | - Экскурсия с родителями по городу; -Стен-газета «Птицы нашего края»; -Изготовление кормушек родителями. |
4 | Декабрь | Изготовление методического материала «Животный и растительный мир ХМАО»; |
5 | Январь | Создание буклета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»; -фотовыставка « мой питомец и Я ». |
6 | Февраль | - Создание агитбригады; -Изготовление родителями костюмов и декораций для проведения театрализованных постановок, пропагандирующих природоохранную деятельность. |
7 | Март | Беседа с родителями на тему : «Чистота в родном городе»; -Конкурс рисунков «Весна пришла». |
8 | Апрель | Экскурсия совместно с родителями «Пробуждение весны»; -«Экологический десант» – привлечь родителей к сбору макулатуры. |
9 | Май | Высадка рассады цветов на клумбу участка, а также рассады овощей на огороде; - Подготовить и провести экологическую театрализацию «Собрание в лесу» с участием родителей |
«Экологические игры»
«Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей лёгкость бега. Воспитывать честность, правдивость, выдержку.
Ход игры:
Дети становятся спиной в круг. Ведущий незаметно для других выбирает ведущего (лису). Дети поворачиваются лицом в круг. Дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Лиса отзывается на третий зов. Вбегает в круг, дети убегают, лиса ловит. Кого поймает, становится ведущим.
«Воробьи и вороны»
Цель: развивать у детей координацию движения; воспитывать внимание, честность.
Ход игры: Играют две команды по 7 человек. Игроки одной команды – вороны, другой – воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть пойманным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свои домики, а вороны их ловят. Если подан сигнал: «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается. Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество со
«Совушка»
Цель: развивать выдержку, организованность в коллективе. Упражнять в быстром беге.
Ход игры:
В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий-совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь». Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылезает из своего гнезда. Медленно летит и смотрит, не пошевельнётся ли кто. Того, кто пошевелится, совушка уводит к себе в гнездо. А воспитатель говорит: «День». Бабочки и жуки опять начинают летать, кружиться, жужжать. После двух-трёх вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.
Указания: до начала игры воспитатель рассказывает о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должна следить одновременно за всеми насекомыми.
«Змея»
Цель: упражнять детей в беге «змейкой», не наталкиваясь на предметы.
Ход игры:
На земле (зигзагообразно) кладут кегли или резиновые мячи на расстоянии 50см один от другого. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу ведущего бегут змейкой, оббегая каждый мяч (кеглю) и стараясь не задеть её. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
«Волк во рву»
Цель: упражнять в прыжках в длину с разбега; развивать ловкость, быстроту движений; воспитывать решительность, смелость.
Ход игры:
Поперёк площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100см одно от другой обозначен ров. В нём находится водящий – волк. Остальные играющие козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль отчерченной линии). На противоположной стороне площадки линией отделено поле. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаженный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания: коза считается пойманной, если волк коснулся её в тот момент, когда она перепрыгивала ров или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать двух волков.
Дидактические игры
Птицы (звери, рыбы)
Дидактическая задача: закреплять умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия: передача камешка, отыгрывание фантов.
Ход игры:
Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.
Один из играющих берёт в руки какой-нибудь предмет и передаёт его своему соседу, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передаёт вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передаёт следующему.
Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребёнок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.
Так же играют, называя рыб, зверей, насекомы
Анкета для родителей
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Ф.И.О.
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?
3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5. Как часто вы вместе с ребенком, совершаете выезды на природу?
6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе ?
8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Анкета для родителей.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...
Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.
Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края....
Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...
Проект «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»
Презентация по теме «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»-проект...
Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"
Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...