Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"
проект (старшая группа) на тему
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_kaliningradskoy_oblasti_.docx | 328.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Светловский городской округ»-д/с № 10 «Чайка»
ПРОЕКТ
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
(Приобщение дошкольников к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам)
г. Светлый, 2017 г.
Проект «Природа родного края»
(по приобщению дошкольников к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам)
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В.А. Сухомлинский
Информационная карта объекта.
Вид проекта:
коллективный, познавательно-творческий, краткосрочный
(период 2017 – 2018 учебный год)
Участники проекта:
- Шавкина О.В. –заместитель заведующего по УВР;
- Воспитатели старших и подготовительных групп;
- Музыкальные руководители;
- Воспитанники старших и подготовительных групп;
- Родители воспитанников.
Актуальность.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Реализация требований ФГОС ДО в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
Цель.
Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи.
- Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность.
- Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Методы работы над проектом.
- Теоретический(тематические беседы, анкетирование, консультации, и пр.)
- Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации, выставки).
- Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).
- Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).
Реализация проекта.
Реализация проекта направлена на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Первый этап. Сбор банка данных.
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления представлений о природе родного края.
- С детьми (наблюдения, беседы).
Второй этап. Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.
- Обсуждение проблемы с педагогами.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
- Составление плана реализации проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Природа нашего края».
- Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
- Проведение консультативных бесед, родительских собраний.
- Информация в родительских уголках.
- Совместная работа родителей и детей по изготовлению природных поделок, гербарий, коллекций камней.
- Оформление семейного альбома «Семейный отдых на природе».
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
- Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
Четвертый этап.Подведение итогов реализации проекта
- Представление и размещение итогов реализации проектов на сайте детского сада.
Месяц | Тема и содержание мероприятия | Участники |
Сентябрь 1- 4 | 1.Работа родителями: анкетирование «Определяющее отношение родителей к эколого-краеведческому воспитанию дошкольника». Экскурсия в краеведческий музей «Изучаем природу родного края» Цель. Расширить кругозор детей о своем родном крае, о его прошлом и настоящем. | Зам.зав. по УВР,воспитатели, дети, родители, |
2. НОД «Люблю тебя - мой край родной» Цель. Развивать интерес к изучению природы родного края. Аутотренинг «Мы - друзья природы» Беседа о заповедных местах нашего края. Дидактическая игра с мягкими игрушками. | Воспитатели, дети | |
3. Просмотр слайдовой презентации«Мы друзья леса» Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о живой природе. Формировать умение ориентироваться в природном окружении» Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» и т.д. | Воспитатели, дети | |
4. Экологическое развлечениена тему: «Лесная прогулка» Цель. Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей. Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому. Дидактические игры: «От какого дерева лист?» «Чьи плоды?» Сценка «На лесной опушке» Цель. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить правильному сбору грибов и ягод. Эстафета «Собери мусор». | Воспитатели, дети, родители | |
Октябрь 5 - 8 | 1.Прослушивание, слушание музыки о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей). Игры «Узнай по голосу птиц», «Птицы нашего края». Создание сборника загадок, пословиц о природе. | Воспитатели, музыкальные руководители дети |
2.Экологическая экспедиция в осенний лес. Цель:Воспитание любви к природе, научить детей поведению в лесу. Учить видеть красоту осеннего леса. Экологическая игра «Разрешается – запрещается». Изготовление фотографий собранных в экспедиции Работа с родителями Работа с родителями. Выпуск бюллетеня «Войди в природу другом».
проекте совместно со своими детьми.
| Воспитатели, дети, | |
4.Литературный вечер «Люблю тебя, мой край родной!» Разучивание с детьми стихотворений и песен местных авторов о родном крае, растительном и животном мире. | Воспитатели, дети, родители | |
Ноябрь 9-12 | 1.Экологический праздник «Синичкин день» Создание альбома «Птицы нашего края»
| Воспитатели, дети |
3. НОД«Как готовятся к зиме дикие животные родного края» Цель. Закреплять знания детей о диких животных нашего региона. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним. Дидактическая игра «Кто, где живёт?» | Воспитатели, дети | |
4.Работа с родителями. Консультация «Знакомим детей с природой родного края» … Оформление наглядного стенда «Берегите природу». | Воспитатели, дети, родители | |
Декабрь 13-16 | 1.НОД«Хвойные деревья наших лесов». Цель. Расширить знания детей о растительном и животном мире родного края, природоохранноеповедение. Нового года, о роли новогодних елочек. Придумывание и инсценировка сказки «Спор деревьев» (ели и сосны) | Воспитатели, дети |
Слайдовая презентация «Загадки хвойного леса» Цель:Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель; выделять особенности цвета, длины, расположение на побегах хвоинок этих деревьев. Акция«Берегите елочку» Размещение буклетов «Сохраним лесную красавицу». | Воспитатели, дети, родители | |
3.Работа с родителями Интервьюирование родителей и прохожих на тему «С какой елью Вы встретите Новый год?» Украшение искусственной ёлочки к Новому году в дет- ком саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями. | Воспитатели, дети, родители | |
4. Опыты, поисковая деятельность «Нужен ли зимой растениям снег?», «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что живёт под снегом?». Цель. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Воспитатели, дети | |
Январь 17-18 | 1.Составление рассказов по опорным схемам: «Лесное царство». Оформление альбома«Эти интересные животные» Изготовление макета «Уголок леса» | Воспитатели, дети, родители |
2. Работа с родителями. Круглый стол «Туристические прогулки с детьми на природу». Предложить тематику маршрутов «Первые вестники весны» «Ранняя весна в лесу», «Хвойные деревья», «Деревья в лесу», «В лес за тишиной», «В лес за находками», «Листопад в лесу». | Воспитатели, дети, родители | |
3. Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной» Цель. Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев. Настольная игра«Как зовут тебя деревце?» | Воспитатели, дети | |
4.Конструирование из бросового материала «Кормушка для птиц» Цель. Учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал. Труд в природе.Установка кормушек для подкормки птиц. Цель. Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.Учить проявлять заботу о птицах. Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений. | Воспитатели, дети, родители | |
Февраль 19-22 | 1. Литературная гостиная «Зимние чудеса». Слушание произведения П.И.Чайковского «Времена года» («Зима»). Дидактическая игра «Растения нашего края». Разгадывание загадок о зимних явлениях природы | Воспитатели, дети |
2. Работа с родителями. Создание фотоальбома «Мир животных нашего края». Ручной труд из природного материала «Природа и фантазия». Природоохранная акция «Уроки леса» | Воспитатели, дети, родители | |
3. Выставка репродукций картин «Природа нашего края глазами художников Калининградской области». Рисование на тему «Берегите природу!» Цель. Расширять представления детей о растительном и животном мире. Учить отображать в рисунке собственные замыслы | Воспитатели, дети | |
4. Мастерская слова «Лесная школа». Составление рассказов по сюжетным картинкам «Чему и как учатся животные». Создание символьных рисунков-подсказок. Оформление альбома: «Дикие животные нашего крае», рисунки. | Воспитатели, дети | |
Март 23-26 | 1.Видео-экскурсия в весенний лес «Весенний лес полон чудес». Рисование«Весенний пейзаж». Цель. Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать природу родного края. Воспитывать любовь к малой родине. | Воспитатели, дети |
2. Познавательная игра – викторина для детей «Знатоки природы» Цель. Показать детям, как человек оберегает и преумножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, болота и реки. | Воспитатели, дети | |
3. Работа с родителями Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу» Цель. Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Трудовой десант: «Очистим лес от мусора» Оформление наглядных стендов «Берегите природу», «Друзья леса». | Воспитатели, дети, родители | |
4. Распознающее наблюдение, познавательный рассказ«Птицы весной». Цель. Организация наблюдения за птицами научастке, как птицы встречают весну, образуют пары, строят гнёзда. Знакомство с особенностями птичьих«домиков »,(природных и изготовленных человеком). Экспериментирование: опыт «Как устроены перья у птиц» Цель. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Воспитатели, дети | |
Апрель 27-30 | 1.Образовательные ситуации, включающие обобщение игра «Что было бы…». Интегрированное развлечение «В гости к Старичку - Лесовичку» Опытно-экспериментальная деятельность «Хитрые семена» Цель. Познакомить с разными способами выращивания семян. | Воспитатели, дети |
2.НОД «Почему мы говорим – Родной край». Цель. Расширить представления детей, о том, как и для чего человек сохраняет природу. Рассказать детям о работе заповедников Белгородской области. Презентации: «Балтийское море», «Куршская коса», «Балтийская коса» | Воспитатели, дети | |
3.Выставка рисунков «Мы - друзья леса». «Лес глазами детей» - коллективная работа. Оформление альбома «Деревья нашего края». | Воспитатели, дети, родители | |
4. Выпуск газеты экологического содержания «Земля в опасности». Фотовыставка «Лес, бесценное богатство» Цель. Воспитывать уважительное отношение к природе леса. Учить видеть красоту природы. Привлекать активное участие родителей к созданию выставки. Работа с родителями «Красота для цветника» (участие в подготовке рассады цветов). Деятельность в природе (дети совместно с взрослыми высаживают рассаду цветов в клумбы). Природоохранная акция «Украсим планету цветами» | Зам.зав.по УВР,воспитатели, дети, родители, | |
Май 31-34 | 1.Сочинение историй и экологических сказок по мотивам родного края. Познавательно – развлекательные беседы с детьми «Растения, которые нас окружают» (с показом картинок), Оформление сборника экологических сказок. Составление гербария: «Деревья моего леса», «Цветы и травы луговые». | Воспитатели, дети |
2.Продуктивная и познавательно - исследовательская деятельность. Изготовление модуля «Природа в нашем детском саду». Цель. Развивать интерес к простейшим наблюдениям. Учить детей организовывать презентацию результатов. Воспитывать интерес детей к собиранию материалов для модуля, засушивать их. | Воспитатели, дети, родители | |
3.НОД «Земля, с днём рождения!» Цель. Закрепить представление о жизни на Земле: общих условиях для растений, животных и людей. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, свой родной край. Пробуждать желание беречь природу. | Воспитатели, дети | |
4. Работа с родителями. Родительское собрание «Мы идем в поход по родному краю» Творческий отчёт с использованием слайдовой презентации Выставка результатов продуктивной деятельности детей. | воспитатели, дети, родители |
Заключение:
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к природным богатствам родного края.
Благодаря проектной работе, дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.
Наблюдения в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дали возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от изменения погодных условий.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивало становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.
Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.
Литература:
- ВоронкевичО.А. Добро пожаловать в экологию /О.А.Воронкевич.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2010
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в детском саду.- Учитель, 2008
- Маркова В.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста.- Белгород, 2007
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа.- М., 2010
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...
Педсовет «Формирование у детей любви к родному краю через проектную деятельность»
Форма проведения педсовета - деловая игра...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным краем через проектную деятельность
Отчет о деятельности по теме актуального педагогического опыта работы...
Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...
Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность
Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...
И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...