Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_arktika.puteshestvie_k_severnomu_polyusu.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
г. Черногорск
МБДОУ Детский сад «Журавушка»
Цель: Создание условий для формирования целостного представления о Северном полюсе ; для развития системного мышления детей.
Задачи: Образовательные задачи:
- Создать условия для формирования представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-Создать условия для обобщения представления об особенностях географического положения Арктики; для знакомства с ее природными условиями и обитателями;
- Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика» ( глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие);
- Упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
- Создать условия для продолжения формирования умения ориентироваться на плоскости: вверх, вниз,вправо,влево.
Развивающие задачи:
-Создать условия для развивития логического мышления, смекалки, умения рассуждать, доказывать, делать выводы;
- Способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные задачи:
-Создать условия для воспитания интереса к исследовательской деятельности;
- Побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в природе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: Глобус, изображения(рисунки, фотографии) животных, растений, птиц и т.д., аудиозапись шума метели, мультимедийное оборудование, мультфильм «Мама для Мамонтенка», «Системный оператор»-девятиэкранка.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. На улице стало тепло и в ваших сердечках поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего нашего путешествия.
Звучит музыка. Появляется Умка.
- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка. Он у нас уже целую неделю гостит. Только сегодня он почему – то загрустил и не хочет шалить и веселиться. Как вы думаете дети, что же с ним случилось? Может мы можем ему помочь?(Ответы детей)
Умка: Я у вас играл, резвился,
Рисовал. Но загостился.
К маме мне уже пора.
Помогите, детвора!
Где мне мамочку найти,
Как не сбиться мне с пути?
Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где он живет?(Заслушиваются ответы детей) А поможет нам это узнать наш «Волшебный экран»( Используется прием ТРИЗ (Системный оператор) девятиэкранка)
Воспитатель: Открывает центральный экран с изображением Северного полюса.
Правильно. Но где же находится Севенный полюс? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что?
Дети: Глобус.
Воспитатель: На центральном верхнем экране появляется картинка с изображением глобуса.
Воспитатель: А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика.
Воспитатель: Ребята, а где расположена Арктика?(Ответы детей) Правильно, на самом севере Земли, где очень холодно.
Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?(Ответы детей)
Дети: Читают стихотворение про Арктику
Как бьется сердце Арктики?
Оно стучит как маятник.
Отважные полярники
Хранят биенье в памяти.
Под северным сиянием ,
Что прячет льды суровые
Слагаются сказания-
Вершатся судьбы новые.
Но что-то гостья редкая
Весна в том крае северном-
Газетными заметками
Приходит неуверенно.
Воспитатель: Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на льдине, согласны ?
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода и льда!
Воспитатель: На Земле есть места, где льдины в морях плавают в любое время года, это Арктика и Северный полюс.
Звучит аудиозапись шума метели.
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и приплыли с вами в Арктику, а что это за звуки? (Ответы детей)
Воспитатель: Вспомним, какая погода, климат преобладают в Арктике? Поможет в этом наш «Волшебный экран» (на центральном нижнем экране появляются картинки с изображением природы Арктики , после чего заслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Действительно, погода здесь ветренная, холодная, морозная, множество айсбергов, льдов, снега.
Ребята, а что вам известно о растительности этих краёв? (Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Очень скудная растительность, преобладают мхи, лишайники, ягель, карликовые березы, небольшие кусты. На центральном нижнем экране появляются картинки с изображением растений)
-А еще здесь произрастает удивительно растение - камнеломка. (Появляется картинка с ее изображением). Как вы думаете, почему люди дали растению такое название? (Ответы детей)
-За удивительную способность и стремление к выживанию в суровых условиях, приспособленность расти среди камней.
-Ребята, а могут ли здесь расти деревья,густые травы? Почему?(Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается на Севере вечная мерзлота, поэтому здесь не могут расти большие деревья с мощьным, длинным стволом, но однако здесь тоже есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья(карликовые березки).Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето ускевают вырасти и поспеть ягоды: морошка, брусника.
-Можно ли вырастить на Севере виноград? Почему нет?
- А заняться садоводством?(Ответы детей)
Воспитатель: Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере она длиннее или короче?(Ответы детей)
-Зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.( появляется картинка с изображением Северного сияния)
- Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).
Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: Наш Умка приглашает совершить прогулку по его родной земле. А что мы знаем про белых медведей?
Игра"Закончи предложение"
У бурого медведя шерсть темная, а у северного медведя - ... ( белая). Бурый мишка спит в берлоге, а белый - ...( на льдине).
-Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Что вы слышите?
(Звучит мелодия вьюги)
Это дуют суровые арктические ветра. А еще я услышала чьи-то шаги. Попробуйте отгадать, какие животные пришли нас встретить.(Ответы детей,после чего на центральном нижнем экране появляются картинки с изображением животных и птиц: полярная сова, тюлени, моржи,белые медведи,песцы)
-Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.
Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, .
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты. (Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Словно курдюки на пляже,
Эти звери все лежат,
Только в воду погружаются,
Словно чайки полетят! (Тюлени)
Игра "Как след называется?"
У медведя след - медвежий, у моржа- ...(моржевый), у тюленя-...(тюлений), у оленя-...(олений).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что представлял собой Северный полюс много, много лет назад? Жили ли там животные, и были ли они похожи на современных?(Размышления детей)
-В этом нам опять поможет наш «Волшебный экран» (На центральном левом экране появляется картинка с изображением Северного полюса в далеком прошлом; на нижнем левом экране появляется картинка с изображением древних животных-мамонтов)
Воспитатель: Ребята, когда-то очень-очень давно в Арктике жили такие необычные животные, которых сейчас можно увидеть разве только на картинках и в некоторых музеях.
Предлагаю вашему внимаю фрагмент мультфильма, который даст ответ на этот вопрос.
Просмотр фрагмента мультфильма "Мама для мамонтенка".
-Так какие же животные водились в далекие времена в Арктике? (мамонты)
А сейчас я назову слова, которые относятся к Арктике. Внимательно послушайте и ответьте, всё ли было сказано правильно. Итак...
Игра "Исправь ошибку"
Белая медведь, ценная мех, полярный сова, северный сияние.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами пофантазируем и представим, что же может случится с Северным полюсом через много, много лет?(По предположениям детей заполняются центральный правый экран и нижний правый экран)
Воспитатель:Ну вот ребята помогли мы Умке вернуться домой.
-Знаете, я думаю, что и нам пора возвращаться нам домой. У жителей севера есть свои дела и не станем им мешать. Лучше поблагодарим их за гостеприимство и доставленную нам радость. И отдельное спасибо нашему белому мишке за чудесную прогулку по Арктике.
-Проходите на льдину.(возвращение в детский сад)
Итог, рефлексия: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кому помогли? Что нового узнали?
Понравилось ли вам наше путешествие?(С помощью экранов «Системного оператора» дети рассказывают о Арктике и Северном полюсе.)
Стук в дверь.
- Посмотрите. Умка прислал нам письмо и посылку. (Зачитывает) Он нас благодарит и хочет, чтобы вы попробовали конфеты " Мишка на Севере". А вечером расскажем мамам и папам, где вы сегодня были и что нового узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Путешествие на северный полюс».
Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе. Закрепить знания детей о среде обитания белых медведей на северном полюсе. Задачи:Образоват...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа
Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по реализации образовательной области физическое развитие «Путешествие на северный полюс»
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по реализации образовательной области физическое развитие Тема: «Путешествие на северный полюс»...
Презентация на тему "Арктика и Антарктика. От северного полюса к южному"
Презентация для подготовительной группы на тему "Арктика и Антарктика. От северного полюса к южному"...
Конспект НОД ФЭМП. Образовательная область согласно ФГОС ДО: познавательное развитие. «Путешествие на Северный полюс»
Занятие по математике для детей 4-5 лет. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся.Форма организации - групповая....
Презентация Арктика и Северный полюс"
Большинство людей не сразу смогут дать ответ о разнице между Арктикой, Антарктидой и Антарктикой – где они находятся, и чем отличаются?Многие сомневаются главным счетом из-за похожести названий ...
Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа
интеграция областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие...