КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор) «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenkova_n.v._-_konstrukt.docx | 89.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка»
КОНСТРУКТ
непосредственно-образовательной деятельности
образовательная область
«Познавательное развитие»
с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор)
«Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
Коменки 2016г.
Тема: «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
Вид группы: общеобразовательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Длительность: 25 - 30 минут
Форма НОД: технологии ТРИЗ
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – Мозаика - Синтез, 2014 г. ; Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.; СаНПиН 2.4.1.3049-13;
Средства:
зрительный ряд: презентация «системный оператор», видеоролики «Ветряные мельницы. Ветряки»; видеоролики «Водяная мельница», «Гидроэлектростанция»; видеоролик «Фиксики»
литературный ряд: художественное слово
музыкальный ряд: минусовка для физминутки
Раздаточный материал: «карты-схемы» (лист А4) с комплектом карточек-символов раздаточный на каждую пару детей;
машинки одну на двоих; стакан с водой на каждого ребёнка;
Оборудование: столы 5 шт., таз, водяная мельница, лампочка накаливания, провод, выключатель; ноутбук; мультимедиа
Планируемый результат: Участвует в элементарной совместной деятельности с взрослым и сверстниками. С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка активная, эмоциональна. Проявляет желание участвовать в играх, подражает взрослому. Совершает самостоятельные действия, эмоционален, раскрепощён.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель | познакомить с понятием "энергия" и её формами. | ||||
Задачи | Обучающие: - дать представление о том, где вырабатывается электричество, как приходит в дом? - создание условий для формирования представления у детей об энергии, ее формах и источниках, используя технологию ТРИЗ Развивающие: - развитие умений у детей обращаться с элементарными электроприборами; - развитие мыслительной и речевой активности детей; - развитие умений выдвигать гипотезы, делать выводы.. Воспитательные: - воспитание умений договариваться, учитывать мнение партнера. | ||||
Этап совместной деятельности | Организация совместной деятельности | Деятельность педагога (методы, приемы) | Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | |
I. Мотивация к деятельности | Ребята, вы любите играть? Какие игры вы знаете? Как много игр вы знаете, а хотите поиграть в игру: «Замри – отомри»? Что сложнее было выполнять: двигаться или стоять неподвижно? Всё на свете движется: текут реки, дуют ветры, даже Земля вращается вокруг себя. Без движения нет жизни. Почему так происходит? Что нужно для движения? - Энергия! | Положительный эмоциональный настрой. Вовлекает в совместную игровую деятельность Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Активно играют Отвечают на вопросы педагога | Дети настроены на общение. Развита координация движения Умение слушать и отвечать не торопясь. | |
II. Поиск, решение задачи, проблемы | А вы знаете, какая она бывает и откуда берётся? Вам хочется узнать, какая бывает энергия и где она прячется? В группе у вас тоже есть энергия. Тогда попробуем её найти? | Вовлечение детей в поисковую деятельность. | Слушают и говорят правильные ответы. | Умение слушать и отвечать не торопясь. | |
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. | В.: Нашими помощниками будут «карты-схемы» В.: Для вас на столах приготовлены «карты-схемы», которые вам помогут запомнить, а потом рассказать о том, что вы сегодня узнаете. - На «картах-схемах» есть экраны: 3 наверху, 3 посередине, 3 внизу. - Но «карт - схем» всего 3. Как поступить, чтобы всем можно было работать с ними? В.: Вы сможете разделиться на пары? Я сосчитаю до трёх, а вы найдите себе пару. Договоритесь между собой, кто из вас будет капитаном. Возьмитесь за руки и произнесём девиз: Вместе не скучно, Вместе не тесно, Вместе всегда и везде интересно. В.: Капитаны, готовы на поиски энергии в группе. В.: Дома я нашла провод с лампочкой и выключателем. Как вы думаете, лампочка загорится, если включить выключатель? Почему? В.: Что поможет лампе работать? В.: Подумайте и скажите, как называется такая энергия? (электрическая) | Стимулирует мыслительные процессы детей, используя наглядные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вовлечение детей в поисковую деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Внимательно слушают. Практикуются в осуществлении выбора Дети реагируют на действия педагога. | Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умеет подчиняться разным правилам
| |
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности (практическая работа) | Педагог выключает свет. В.: Где прячется электрическая энергия в вашей группе? (в проводах) В. Для чего ещё нужна электрическая энергия? Что ещё может работать от электрической энергии? (Электричка, электромобиль, метро, троллейбус, трамвай) В.: Получается, что электрическая энергия помогает работать всем электроприборам, транспорту. - Вот мы и нашли 1 энергию в нашей группе – электрическую. В.: Как вы считаете, каким знаком можно обозначить электрическую энергию? (Ответы детей) В.: Вспомните, что появляется во время грозы? Кто видел на электрическом щитке знак-предупреждение? Почему это знак-предупреждение? (Опасность!) В.: Компьютер, покажи знак электрической энергии.
В.: Почему мы в группе в облегченной одежде? (Потому что тепло, греют батареи.) В.: Почему они греют? (Ответы детей) В.: Для чего используют ещё батареи? (Сушить вещи) В.: Как вы думаете, в батарее живёт энергия? Как можно назвать такую энергию? В.: Энергия в батареях называется тепловой энергией. Мы с вами в группе нашли 2 энергию – тепловую! В.: Где ещё можно встретить тепловую энергию? (Паровоз, пароход, утюг) - Каким знаком вы предлагаете обозначить тепловую энергию? (Варианты детей) В.: Компьютер, как ты обозначишь знаком тепловую энергию?
В.: Этим знаком обозначим тепловую энергию. В.: В каждой группе так много игрушек и даже есть машины, они сейчас движутся? В.: «Капитаны», возьмите по 1 машинке и встаньте напротив своих помощников. - Заставьте их работать, приведите их в движение, чтобы они поехали. «Помощники капитанов» 1,2,3 – Машины в гараж увези! В.: Объясните, почему машинки поехали, заработали? В.: Как вы думаете, как такая энергия называется? В.: Мы им дали энергию. Эта энергия называется механической. Вот и третью энергию нашли, которая есть в вашей группе! - Каким знаком можно обозначить механическую энергию? (Ответы детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком механическую энергию?
В.: Мы с вами в группе нашли три формы энергии, напомните какие …. (Электрическая, тепловая и механическая) Физминутка В.: Внимание, задание: «Найдите карточки, обозначающие формы энергии и наклейте их на верхний ряд. Сколько вам нужно найти карточек?» (три) В.: Вы помните, что работаете в команде. Сможете договориться, кто какие действия выполняет: 1 ищет нужную карточку, другой наклеивает на нужные экраны. В.: Я считаю до 3-х. Кто определился с обязанностями может приступать к заполнению «карты-схемы». В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны?
В.: И всё-таки, откуда появляется энергия? Как вы считаете? (Ответы детей) В.: То, от чего энергия появляется – это и есть источник. Вы хотите узнать, какие бывают источники? В.: В природе есть много источников энергии. Попробуем их найти? - Вот мельница. Как мельницу привести в движение и заставить работать? (варианты детей) В.: Мы подули, создали ветер. Ветер является источником энергии. В.: Каким знаком можно обозначить «ветер»? (варианты детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком– ветер?
В.: Издавна энергию ветра люди использовали для облегчения своего труда. Придумали ветряную мельницу, чтобы перемалывать зерно в муку. - Вы видели когда-нибудь ветряную мельницу? Хотите увидеть?
В.: Мы увидели ветряную мельницу. Сейчас используют ветряки для получения электрической энергии. В.: С помощью такой станции можно обеспечить электрической энергией небольшой город, например, как наш город Богданович. В.:С помощью чего ёще можно заставить мельницу работать? (варианты детей) Опыт с водой. В.: Вода привела в движение мельницу? Вода – источник энергии. В.: Каким знаком вы предлагаете обозначить– воду?(варианты детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком источник энергии – воду?
В.: В старину, если не было ветра, то на помощь приходила вода, чтобы перемолоть зерно в муку. А сейчас воду используют в гидроэлектростанциях для получения электрической энергии. - Вы видели водяную мельницу или настоящую гидроэлектростанцию? Хотите увидеть? Показ видеоролика «Водяная мельница», «Гидроэлектростанци В.: Со временем узнали, что Земля в себе хранит много полезных ископаемых, которые могут являться источником получения энергии. В.: Что заставит воду нагреться? (огонь). Из чего можно получить огонь? (дрова, газ). Что заставит настоящую машину поехать ?(бензин) А вы знаете, что бензин получают из нефти? Газ, уголь, нефть – источники энергии. На карте принято обозначать полезные ископаемые.
- уголь, - нефть, - газ. В.: Все источники могут когда-то закончиться: ветер перестаёт дуть, вода пересохнуть полезные ископаемые закончатся. В.: Люди постоянно ищут возможности найти такую энергию, которая как источник энергии будет безопасной для здоровья людей и живой природы. Человек уже придумал интересную батарею, которая вырабатывает электрическую энергию. Кто знает, как называется эта батарея? (солнечная) - Что является источником солнечной батареи? (солнце) В.: Правильно. Это солнечные батареи, которые используют на Земле и даже в космосе для работы на космической станции. - Солнце является главным источником энергии на Земле. Ведь без Солнца не было бы жизни! Вы знаете Фиксиков? Хотите услышать, что они вам расскажут о солнечной батарее?
В.: Сколько источников энергии мы нашли? Назовите, какие? В.: Теперь вы знаете 4 источника энергии, которые приводят в движение и помогают приносить энергию в наши дома. В.: Как вы считаете, где нужно расположить главный источник энергии? (в центре)
В.: Тогда в нижнем ряду расположите другие источники энергии, которые мы сейчас узнали на «настольном компьютере». Команды, готовы к выполнению задания! В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны.
В.: В ваших «картах-схемах» остались не заполненные экраны. В.: Вспомните, как использовали энергию воды и ветра раньше. Найдите карточку, с ветряными и водяными мельницами. Приклейте её в левую среднюю клетку. В.: Вспомните, как используют энергию воды и ветра сейчас. Приклейте её в правую среднюю клетку. В.: Все экраны заполнены? В.: Сравним наши «карты-схемы» с компьютером.
- Теперь вы знаете, какая энергия прячется у вас в группе? Какая? - Теперь вы знаете, какие источники энергии есть в природе? Какие? | Задает вопросы. Организует деятельность детей; Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Вовлекает в игровую деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Беседа с наводящими вопросами Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Задает вопросы Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Вовлекает в совместную деятельность Педагог предлагает детям в свою «карту-схему» добавить «карточки-символы» Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Задает вопросы Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Показ видеоролика Предоставляет возможность задавать вопросы Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Показ видеоролика Предоставляет возможность задавать вопросы Предоставляет возможность задавать вопросы Показ видеоролика Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Стремится высказывать свои мысли. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Выражают собственные суждения Выполняют действия заданные педагогом Отвечают на вопросы Располагают карточки в определенном порядке Отвечают на заданные вопросы Просматривают видеоролик Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Дети выкладывают на «картах-схемах» картинки. Отвечают на вопросы | Расширение активного словарного запаса. Умение измерять предметы условными мерками. Умение достаточно хорошо владеть устной речью. Умение выражать свои мысли и желания Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Умение участвовать в совместной деятельности; Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Умение использовать речь для выражения своих мыслей Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания овладевает познавательно-исследовательской деятельностью Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания | |
V. Рефлексия, анализ. | В.: Что сегодня вам помогло запомнить разные формы энергии? (опыты, фильмы, «карты-схемы») В.: С кем вы хотите поделиться тем, что вы сегодня узнали? В.: Помашите рукой, у кого получилось работать вместе с напарником под девизом: Вместе не скучно, Вместе не тесно, Вместе всегда и везде интересно? В.: Мне очень было с вами интересно искать в группе энергию. Теперь вы знаете, что можно создать свои «карты-схемы». Спасибо вам ребята за увлекательное приключение. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Проявляют заинтересованность. Выражают собственные мысли. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...
Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в занятиях с дошкольниками
(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе...
План-конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Домик для животных». (конструирование из строительного материала)
Данный конспект направлен:на развивитие конструктивных способностей детей – умение огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливать их друг на друга вертикально и гориз...
Конспект образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему «Противоречия»
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему "Противоречия"...
Консультация "Использование технологии ТРИЗ "Системный оператор" в работе с детьми"
Консультация для родителей....
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ (Системный оператор) «Знакомство с шерстью»
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованиемтехнологии ТРИЗ (Системный оператор)«Знакомство с шерстью»...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа...