Специфика профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.
статья на тему

Боровенская Ирина Юрьевна

      Педагогическая профессия – такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности (Н.А.Морева). Педагогическая деятельность представляет собой воспиты­вающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуаль­ное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Возникновение педагогической профессиональной деятельно­сти связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физио­логии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой осно­ве организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятив­ный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_masterstvo_vospitatelya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.

                                     

      Педагогическая профессия – такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности (Н.А.Морева). Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

В связи с этим следует отметить, что педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, имеющую свои принципы, мотивы, иерархию целей, совокупность целесообразных методов, средств, форм, соответствующих действий, раскрывающих содержание и направленных на определенный заданный результат.

       Выделяют структурные и функциональные компоненты педагогической деятельности. К структурным компонентам можно отнести субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации.

К функциональным компонентам можно отнести конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную, гностическую деятельность.

Конструктивная деятельность. Может быть представлена как реализация четырех функций: презентативной, которая позволяет педагогу предоставить студентам содержание учебного материала наилучшим образом; инсентивной, позволяющей побуждать студентов к сознательному усвоению материала через постановку вопросов и оценку ответов на них; корректирующей, нацеленной на исправление и сопоставление ответов обучаемых; диагностирующей, обеспечивающей обратную связь.

Педагог моделирует композицию предстоящего учебного занятия или воспитательного мероприятия, проигрывает разные варианты его построения с учетом системы предписаний, диктуемых учебной программой читаемого курса, учебником, наличием наглядных пособий, а также временем, в течение которого должна быть решена конкретная педагогическая задача, реализуемая на данном учебном мероприятии.

В самом общем плане конструктивная деятельность преподавателя как реализация четырех функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в различных условиях учебно-воспитательного процесса.

       Организаторская деятельность. Включает действия педагога, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления: деятельности студентов, связанной с ее усвоением; собственной деятельности и поведением преподавателя в процессе решения педагогической задачи.

Выделяют следующие функции организаторской деятельности: внутреннюю коммуникацию, реализуемую посредством групповой интеграции и формированием внутреннего единства; внешнекоммуникативную, направленную на осуществление горизонтальной коммуникации, т. е. на установление связей и координацию действий между группами, и организацию вертикальной коммуникации, т. е. на установление связей с вышестоящими организациями или людьми. Эти функции напрямую связаны с процессами воспитания и обучения и могут быть реализованы и в коммуникативной деятельности.

        Коммуникативная деятельность. Позволяет педагогу установить педагогически целесообразные взаимоотношения с воспитанниками и их родителями, с коллегами по работе, администрацией при решении педагогической задачи.

         Проектировочная деятельность. Включает действия педагога, связанные с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение обозримого времени, например всего периода обучения своему предмету или работы с учебной группой в качестве куратора. Следует отметить, что проектирование — это работа на перспективу, поэтому проектировочной деятельности свойственна некоторая степень неопределенности и в то же время проектирование опирается на планирование, программирование, прогнозирование.

Профессиональная деформация педагога может быть представлена как искажения в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность, а также социальную адаптивность педагога (В. М. Кузина).

Существует несколько видов деформации (Л. Л. Шевченко):

  • возрастная: представлена как сужение круга интересов и способности к общению, консерватизм и боязнь нового, переоценивание прошлого, апатия, обидчивость;
  • личностная: зацикленность на своей теме в беседах с другими людьми, нежелание их слушать, ослабление связи с современностью, нетерпимость к молодежной культуре, менторский тон, концентрированность на себе, безапелляционность, унижение человеческого достоинства собеседника;
  • профессиональная: перенос рабочих навыков на бытовое общение, предубежденность в отношении к людям, педантизм, упрощенное восприятие ситуации, желание поправлять других, болезненная реакция на ошибки, назойливость и информационность, склонность к повторам, противопоставление содержания и формы учебного материала на разных видах занятий, придерживание четко сложившегося стереотипа, отступление от которого непозволительно.

Деформация личности педагога в процессе профессиональной деятельности может проявляться на четырех уровнях (Е. И. Рогов).

1. Общепедагогическая деформация. Она характеризует сходные изменения личности у всех представителей данной профессии. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность профессионала:

  • сближение субъекта деятельности со средствами. Педагог для воспитанников выступает своеобразным образцом поведения, транслирует определенные культурные нормы; его суждения оказывают влияние на личность студента;

в качестве объекта педагогического воздействия выступают воспитанники, которые, в свою очередь, обладают определенной активностью и могут либо принять, либо отвергнуть предлагаемые им ценностные ориентиры и отношения.

Типологическая деформация. Она вызвана слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные
поведенческие комплексы. В процессе деятельности воспитатель выполняет функции организатора, просветителя, наставника, коммуникатора. Каждая из перечисленных функций постепенно может оказаться доминирующей в структуре его личности. Так, например, для коммуникатора характерны
излишняя общительность, стремление к сокращению дистанции
с партнером по общению, постоянное обращение к студентам в
«уменьшительно-ласкательных формах», стремление затронуть в
разговоре интимные темы.

  1. Индивидуальная деформация. Она внешне не связана с процессом педагогической деятельности, идет параллельно, обусловлена личностной направленностью.

В качестве причин, влияющих на профессиональную деформацию личности воспитателя, выделяют:

  • постоянное нервно-психическое напряжение как следствие конфликтных ситуаций, влекущих за собой снижение работоспособности, невозможность переключиться с патогенного на самогенный способ мышления;
  • однообразие педагогического труда, которое выражается в том, что воспитатель много лет занимается одной и той же деятельностью;
  • необходимость постоянного сдерживания своих отрицательных эмоций, что ведет к невротизации личности преподавателя;
  • индивидуальные особенности личности отдельных воспитателей: особенности высшей нервной деятельности, экстравертность.

Деформация личности педагога изменяет его  внутренний эмоциональный мир, снижает самооценку и самоотношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина  Александровнаобразовательная...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Специфика профессиональной деятельности учителя дефектолога

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога : направления работы, функции дефектолога, специфика организации образовательного процесса с детьми со сложными дефектами....

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Рассматриваются основные компоненты социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, виды, функции. Отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, дается характер...