Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».
материал по теме

Группа Б-4062

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я - позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proekta_malenkimi_shagami_v_bolshoy_mir.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» Ивановой С. В  г. Сургут, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 32 «Аист»

Атаева Елизавета, Б-4062

 Актуальность.  Преобразования, происходящие в нашей стране и во всем мире, не могли не затронуть и коррекционной педагогики. Предопределены они, в первую очередь, изменившимся отношением к направлению работы педагога с категорией детей с особыми образовательными потребностями и их семьей [4].        

     При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие [1]. Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с интеллектуальной недостаточностью дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу (которая сама по себе чрезвычайно обеднена) дети без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого [2].

     Взаимодействие взрослого с детьми на втором этапе строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка к социальным влияниям. Основной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение взрослого с ребенком при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с формированием положительного эмоционального восприятия сверстника, игровых и познавательных интересов, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из доминирующих задач педагогов и родителей [5].

   В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я - позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности) [3].

     Все вышеизложенное позволяет констатировать существование проблемы, требующей научного разрешения. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, каковы основные направления и методы коррекционно- педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в обогащении их социального опыта и поспособствовать социально – личностному развитию этих детей.

   От развития эмоциональной сферы и социальной компетентности во многом зависит успешность вхождения ребенка с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии в мир человеческих отношений, возможность адаптации к детскому саду и школе, способность строить конструктивные отношения с взрослыми и сверстниками [4]. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление детей с объектами социальной сферы того города, района, поселения в котором они живут, социумом ближайшего окружения. Очень важно, научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение. При этом необходимо учитывать, что знания о социуме ближайшего окружения должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам [6]. Актуальность данной проблемы позволила разработать проект «Маленькими шагами в большой мир».

Цель проекта - развитие активной, творческой личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, путем создания условий для обогащения его социального опыта: через установление социальных связей с ведущими сферами жизни - миром людей, природы, объектами ближайшего окружения. Для данных детей это направление работы, по нашему мнению, является основным и существенным. Символично осваивать огромный мир маленькими шагами, но все время, двигаясь вперед, встрече с этой реальной жизнью.

   Задачи проекта:

–     Формировать социально - адаптированную личность, развивать способности ребенка с особыми образовательными потребностями познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним посредством познавательной деятельности, наблюдений в природе, экскурсий.

–     Способствовать социализации ребенка - дошкольника с особыми образовательными потребностями, включающую формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками посредством наблюдений за общением «ребенок - ребенок»; «взрослый - ребенок»; «взрослый - взрослый»; бесед; ситуаций; чтением художественной литературы.

–     Развивать у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях, способность к собственному выбору, умение с уважением относиться к окружающим через игровую деятельность.

–     Развивать социальную компетентность в сфере отношений к миру, природе, людям, себе; включать детей в различные формы сотрудничества (cо взрослыми и детьми разного возраста) через наблюдения и участие в игровой, а также трудовой и исследовательской деятельности детей и взрослых.

–     Воспитывать основы социально - эмоциональной сферы чувств, представлений, отношений через организацию психогимнастики; бесед; ситуаций; развлечений; концертов; праздников; спортивных игр.

–     Вырабатывать у детей умение сопереживать и любить природные и культурные особенности Севера и на этой основе воспитывать патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине посредством погружения ребенка в истоки национальной культуры; приобщения к природным богатствам; пробуждения потребности в познании окружающих условий и готовности действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

 Участники проектной деятельности

–     Дети (от 3 до 6лет), родители, педагоги.

В проекте выделены ожидаемые трудности

–     Недостаточность педагогической компетентности родителей и непонимание проблем социальной адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

И способы избегания ожидаемых трудностей

–     Пример творческой группы, эмоциональная поддержка.

–     Перспективное планирование, учет и контроль.

–     Активность, инициативность родительского комитета.

Проект социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» построен на учете следующих принципов:

1. Единство научно – исследовательской, организационной, социально – воспитательной деятельности.

2. Комплексный подход к проблеме социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Оперативное реагирование (своевременная профилактика отклонения в поведении).

4.Тесное взаимодействие с семьей воспитанников, социальными партнерами (Муниципальной бюджетной коррекционной средней образовательной школой VIII вида с углубленным трудовым воспитанием).

          В образовательном учреждении было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление потенциальных возможностей развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разработку и апробацию социально - образовательного проекта, а также различных методических материалов. Данная проблема представляется очень важной, так как в последние годы количество таких детей в коррекционных учреждениях постоянно увеличивается. 

          Основной целью экспериментальной работы в данном исследовании явилась проверка эффективности основных направлений социально - личностного развития детей дошкольного возраста с особенностями интеллектуального развития.

          Для реализации поставленной цели и решения экспериментальных задач были использованы следующие методы исследования:

–     Изучение документов ДОУ (социально – педагогических, психологических, дефектологических) с целью выявления социальных и личностных проблем семьи, имеющей ребенка с особенностями интеллектуального развития. Анкетирование родителей (анкета для родителей Я.А. Варги, В.В. Столина) с целью определения характера отношений родителей к ребенку, способов поведения предпочитаемость родителей в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его поступков.

–     Адаптирована диагностика О.В. Дыбиной социально - коммуникативной компетентности дошкольников для детей с нарушением интеллектуального развития.

В проекте выделено шесть разделов, отражающих основные направления социально-личностного развития ребенка дошкольника с особыми образовательными потребностями:

     I раздел - важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

 II раздел - взрослые способствуют развитию положительного отношению ребенка к окружающим людям

III раздел - взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми,

IV раздел - взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка.

V раздел - взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков

VI раздел - важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру

        В представленном проекте удачно сочетаются методы и формы педагогической работы: содействие становлению целостного мировоззрения (объяснение и рассказ, беседа, демонстрация, фотовыставка, выставка рисунков, драматизация, игра, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, игра-занятие, развлечение, встреча, изготовление подарков, чтение, встреча-беседа, альбом, народные игры, посиделки, прогулка, концерт, соревнование, индивидуальное занятие, рисование, показ сказок); обучение через опыт и сотрудничество (анализ результатов социальной ситуации местного сообщества); учет индивидуальных особенностей и потребностей детей (аудиальный, визуальный и кинестетический способы познания мира, выбор индивидуального темпа работы); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы.

       Анализ результатов сравнительной диагностики показал, что низкий уровень освоения программы социально – личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью на момент окончания проектной деятельности составил - 0%; средний уровень - 23%; высокий – 77%.

        Таким образом, Своеобразие проекта обусловлено тем, что он строится с учетом перечисленных принципов. Отличительная особенность содержания проекта заключается в оригинальности и самобытности планирования работы по ознакомлению детей с объектами социальной сферы, происходящих событий, уклада жизни и интересов родителей, и немаловажным является тот факт, что благодаря взаимодействию между педагогами и родителями в жизни детского сада, последние приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и окружающей общественностью в целом.   Проект дает материал для проведения увлекательных праздников, развлечений, экскурсий, игр, путешествий и интересных встреч что, несомненно, послужит основой для развития любознательности уверенности в своих возможностях, познавательных и творческих способностей в разнообразной деятельности.

Список используемой литературы

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.,1988. – 150 с.

2. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. - 1972 - №5. – С. 66 - 70.

3. Выготский Л.С. Собран. соч.5том. - М.: Педагогика, 1983. С.5 – 112.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб, 2003. С.100 – 108.

5.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 19 8 5. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект открытого комплексного занятия для родителей в группе детей с интеллектуальной недостаточностью "Маленькое путешествие"

Коррекционно-образовательные задачи:·     Закреплять знания геометрических фигур.·     Учить обыгрывать постройку.·...

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...