"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"
статья по теме
В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад компенсирующего вида № 7»
Г.Усолье – Сибирское
Учитель – дефектолог: Семёнова Татьяна Георгиевна.
«Моделирование как метод коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью»
Одним из наиболее перспективных методов умственного развития является моделирование. Данный метод, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной и Н. Н. Подьяковым предусматривает развитие мышления ребёнка с помощью схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Современные авторы рассматривают моделирование с разных позиций. В работах Л. А. Венгера, Р. И. Говорова и других моделирование выступает как общая интеллектуальная способность, а в других – как вид знаково – символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева и др.). Несмотря на разные точки зрения все исследователи считают моделирование одним из наиболее эффективных методов.
Выделяя роль культурно - исторического опыта в развитии интеллекта, Л. С. Выготский в числе факторов, способствующих зарождению психики, указывал на способность овладения знаками.
Появившись на свет ребёнок попадает не только в реальный предметный мир, но и в мир условностей, знаков, символов. Ребёнок поставлен в такие условия, когда необходимо учиться понимать знаки, модели, схемы.
Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. В его основе лежит принцип замещения реальных предметов символами или условными знаками. Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт и др. считают возможным использование моделей и моделирования в различных видах деятельности.
Коррекционно – развивающая работа с детьми с нарушением интеллекта требует специальной подготовки и особого подхода. Такие дети имеют различные нарушения в психофизическом развитии, в том числе:
- отмечается явный разрыв между действием, словом и образом;
- не переносят усвоенный опыт в новые условия;
- не устанавливают последовательность событий, не понимают причинно – следственных зависимостей между объектами и явлениями;
- нарушены все мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование)
Работая по программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» хочется обратить внимание на следующие приоритеты, руководствуясь которыми я использую в своей работе метод моделирования:
- развивающий характер обучения;
- расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
- реализация личностно ориентированного подхода к обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приёмов работы;
- формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми.
Использование метода моделирования в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует:
- Активизации психических процессов (внимание, мышление, восприятие), так как в процессе моделирования у ребёнка возникает необходимость воспринимать наглядные символы, соотнести их со словесным обозначением (какую информацию несёт тот или иной символ) и перевести их в практическую деятельность.
- Появлению побудительного мотива для речевых высказываний детей (рассуждений, умозаключений, фиксации выполненного действия, рассказывания по модели).
- Укреплению взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
- Формированию элементарных математических представлений: выделению и абстрагированию такого признака как количество (независимо от цвета, формы, величины, назначения); овладению математической терминологией (название действий, знаков).
- Формированию умственных умений (классификация, абстрагирование, обобщение, сравнение, осознание понятий).
Таким образом, профессиональное дозированное использование метода моделирования в коррекционно – развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью приносит положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование как метод коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточнсотью"
В презентации представлен опыт работы по использованию метода моделирования в коррекционно - развивающем обучении детей с интеллектуальной недостаточностью....
Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью
Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....
Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...
Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».
В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...
Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС
Организация коррекционно-развивающего пространства – одно из самых важных направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...
Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...
Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...
Комментарии
Моделирование как один из приемов коррекции познавательного разв