Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
консультация (старшая группа) на тему

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_i_motorno.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

Система работы по физическому воспитанию:

  • Лечебная физкультура
  • Массаж
  • Закаливание
  • Утренняя зарядка
  • Подвижные игры
  • Физкультурные упражнения
  • Прогулка
  • Досуг и развлечения

Цели задачи:

  • Стимулировать двигательную активность детей, развивать интерес к движениям и потребность к двигательной активности.
  • Обогащать двигательный опыт, формировать положительное отношение к двигательным играм.
  • Способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
  • Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
  • Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Коррекционные задачи:

  • Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигенических навыков.
  • Развитие психических процессов( внимание, память и т.д).
  • Формирование сенсорных эталонов
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Формирование знаний об окружающем мире
  • Развитие крупной и мелкой моторики
  • Развитие музыкально-ритмических движений
  • Профилактика плоскостопия, нарушения осанки
  • Коррекция дисфункций сенсорной системы(проприоцептивная система, баланс)

  Формы работы:

  • Физкультурные занятия
  • Круговая тренировка
  • Физкультурные сказки
  • Игры-путешествия
  • Индивидуальные занятия

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
  • Формировать у детей представления о значении разных органов для  нормальной  жизне-деятельности  человека:  глаза — смотреть,  уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая  культура        

  • Формировать представления о собственном теле, его частях и их движениях
  • Развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия и действия.
  • Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
  • Учить выполнять движения по образцу, по подражанию, по сигналу.
  • Развивать координацию движений обеих рук и ног
  • Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.              
  • Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
  • Развивать основные движения(ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье)
  • Учить разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).    
  • Формировать ритмичность движений, умение выполнять серию движений под музыку(совместно со взрослым, по подражанию)
  • Формировать умение контролировать свое психоэмоциональное состояние, умение расслабиться после двигательной активности.

Основные движения

Ходьба:

 1 уровень

Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки, друг за другом, держась за веревку. Ходьба  дорожкам разной длинны, ширины, фактуры с изменением темпа движения. Перемещение по кругу(хороводные игры),. Ходьба на носках, пятках, гусиным шагом. Перешагивание через  небольшие предметы, веревку, с помощью взрослого и самостоятельно.

2-3 уровень

Ходьба в колонне по одному со сменой направления, ходьба по узкой дорожке с руками за головой, ходьба в рассыпную с флажками в руках, ходьба вдоль линии,.

Бег: 

1 уровень

Бег в заданном направлении с игрушкой и без, бег по узким дорожкам, бег с переходом на ходьбу по команде.

2-3 уровень

Бег с изменением темпа по слуховому сигналу, бег в колонне по одному вдоль линии, бег змейкой. Между предметами.

Лазанье, ползанье:

1 уровень

ползанье на четвереньках, на животе в разных направлениях к предметной цели илипо указательному жесту, проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой. Ползанье по дорожке с последующим перелезанием через препятсвия. Пролезание в  ограниченное пространство(трубу). Лазание по гимнастической лестнице.

2-3 уровень

Ползанье на животе по гимнастической скамейке, ползанье на коленях по гимнастической скамейке и наклонной плоскости, ползание на коленях по мягким модулям фирмы Альма. Лазанье по гимнастической лестнице с перемещением в лево ,в право и последующим спуском(с помощью воспитателя и без).Игры на игровых модулях-горках фирмы Альма.

Прыжки:

1 уровень

Подпрыгивание на двух ногах, подпрыгивание на фитболе. Прыжки вверх с касанием предмета.

2-3 уровень

Прыжки на двух ногах с передвижением(в колонне, в рассыпную), прыжки вокруг предмета, перепрыгивание через шнур, прыжки в длину и высоту с места. Прыжки на одной ноге с помощью воспитателя, с опорой на гимнастическую лестницу,самостоятельно.

Катание, бросание, ловля: 

1уровень

Ходьба с мячом в колонне, в рассыпную. Катание массажного мяча между ладонями, поочередно левой и правой ногой. Передача малого мяча из одной руки в другую, передача  набивного мяча друг другу парами, в колонне, по кругу, прокатывание мяча в паре с педагогом(стоя,сидя).

2-3 уровень

Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель  двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см. Бросание мешочков с песком(200гр.) в цель(корзину,обруч).

Упражнения в равновесии:

1 уровень

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке.Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).

2-3 уровень

Ходьба по бревну (ширина 20-25 см), выполнение гимнастических упражнений на уменьшенной основе, ходьба по мягким модулям Альма, ходьба по дорожке из натуральных камней, перешагивание из обруча в обруч, ходьба по гимнастической лестнице, лежащей на полу, наступая на ступеньки, перешагивая через ступеньки прямо, боком, скресным шагом. Ходьба друг за другом с флажком в руке.

Ритмические упражнения:

1 уровень

 Движения под музыку, движение с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков.

2-3 уровень

Выполнение простых движений по показу воспитателя с музыкальным соправождением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой,  над головой, размахивать вперед-назад, вниз - вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя.  Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя). 

Подвижные игры 

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе  которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?»,

«Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет», «Бегите ко мне», «Догоните меня».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки», «Собери шарики, шишки..».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек», «Подпрыгни до ладошки», «Сорви шишку».

На ориентировку в пространстве.«Где звенит?», «Найди флажок», «Что спрятано?».

Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок»

Коррекция сенсорных дисфункций

  • Игры с мячами разного размера и разной фактуры, приоритетными стали игры, где задействованы обе руки или поочередно правая и левая.
  • Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.
  • Использование в работе подушек, гамака, специального коврика (одеяла)
  • Имитация движений животных.
  • Балансирование на гимнастических мячах, на трубе «перекати поле» фирмы Альма.
  • Лазанье по тренажерным стенкам.
  • Толкание тяжелых предметов, игры с тяжелыми предметами.
  • Использование в работе лошадок качалок, фитболов, разные виды сенсорных дорожек, в том числе из природного материала.
  • Использование метода дробности преподносимого материала, метода круговой тренировки.

Методы релаксации :

  • Мышечная
  • Дыхательная
  • Звуковая(с сопровождением мерцающих огней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ

С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также. Главный акцент делаетс...

Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...