Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
консультация (старшая группа) на тему
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_i_motorno.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
Система работы по физическому воспитанию:
- Лечебная физкультура
- Массаж
- Закаливание
- Утренняя зарядка
- Подвижные игры
- Физкультурные упражнения
- Прогулка
- Досуг и развлечения
Цели задачи:
- Стимулировать двигательную активность детей, развивать интерес к движениям и потребность к двигательной активности.
- Обогащать двигательный опыт, формировать положительное отношение к двигательным играм.
- Способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
- Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
- Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Коррекционные задачи:
- Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигенических навыков.
- Развитие психических процессов( внимание, память и т.д).
- Формирование сенсорных эталонов
- Формирование элементарных математических представлений
- Формирование знаний об окружающем мире
- Развитие крупной и мелкой моторики
- Развитие музыкально-ритмических движений
- Профилактика плоскостопия, нарушения осанки
- Коррекция дисфункций сенсорной системы(проприоцептивная система, баланс)
Формы работы:
- Физкультурные занятия
- Круговая тренировка
- Физкультурные сказки
- Игры-путешествия
- Индивидуальные занятия
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизне-деятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Физическая культура
- Формировать представления о собственном теле, его частях и их движениях
- Развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия и действия.
- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Учить выполнять движения по образцу, по подражанию, по сигналу.
- Развивать координацию движений обеих рук и ног
- Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
- Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
- Развивать основные движения(ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье)
- Учить разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
- Формировать ритмичность движений, умение выполнять серию движений под музыку(совместно со взрослым, по подражанию)
- Формировать умение контролировать свое психоэмоциональное состояние, умение расслабиться после двигательной активности.
Основные движения
Ходьба:
1 уровень
Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки, друг за другом, держась за веревку. Ходьба дорожкам разной длинны, ширины, фактуры с изменением темпа движения. Перемещение по кругу(хороводные игры),. Ходьба на носках, пятках, гусиным шагом. Перешагивание через небольшие предметы, веревку, с помощью взрослого и самостоятельно.
2-3 уровень
Ходьба в колонне по одному со сменой направления, ходьба по узкой дорожке с руками за головой, ходьба в рассыпную с флажками в руках, ходьба вдоль линии,.
Бег:
1 уровень
Бег в заданном направлении с игрушкой и без, бег по узким дорожкам, бег с переходом на ходьбу по команде.
2-3 уровень
Бег с изменением темпа по слуховому сигналу, бег в колонне по одному вдоль линии, бег змейкой. Между предметами.
Лазанье, ползанье:
1 уровень
ползанье на четвереньках, на животе в разных направлениях к предметной цели илипо указательному жесту, проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой. Ползанье по дорожке с последующим перелезанием через препятсвия. Пролезание в ограниченное пространство(трубу). Лазание по гимнастической лестнице.
2-3 уровень
Ползанье на животе по гимнастической скамейке, ползанье на коленях по гимнастической скамейке и наклонной плоскости, ползание на коленях по мягким модулям фирмы Альма. Лазанье по гимнастической лестнице с перемещением в лево ,в право и последующим спуском(с помощью воспитателя и без).Игры на игровых модулях-горках фирмы Альма.
Прыжки:
1 уровень
Подпрыгивание на двух ногах, подпрыгивание на фитболе. Прыжки вверх с касанием предмета.
2-3 уровень
Прыжки на двух ногах с передвижением(в колонне, в рассыпную), прыжки вокруг предмета, перепрыгивание через шнур, прыжки в длину и высоту с места. Прыжки на одной ноге с помощью воспитателя, с опорой на гимнастическую лестницу,самостоятельно.
Катание, бросание, ловля:
1уровень
Ходьба с мячом в колонне, в рассыпную. Катание массажного мяча между ладонями, поочередно левой и правой ногой. Передача малого мяча из одной руки в другую, передача набивного мяча друг другу парами, в колонне, по кругу, прокатывание мяча в паре с педагогом(стоя,сидя).
2-3 уровень
Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см. Бросание мешочков с песком(200гр.) в цель(корзину,обруч).
Упражнения в равновесии:
1 уровень
Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке.Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
2-3 уровень
Ходьба по бревну (ширина 20-25 см), выполнение гимнастических упражнений на уменьшенной основе, ходьба по мягким модулям Альма, ходьба по дорожке из натуральных камней, перешагивание из обруча в обруч, ходьба по гимнастической лестнице, лежащей на полу, наступая на ступеньки, перешагивая через ступеньки прямо, боком, скресным шагом. Ходьба друг за другом с флажком в руке.
Ритмические упражнения:
1 уровень
Движения под музыку, движение с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков.
2-3 уровень
Выполнение простых движений по показу воспитателя с музыкальным соправождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз - вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?»,
«Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет», «Бегите ко мне», «Догоните меня».
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки», «Собери шарики, шишки..».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».
С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек», «Подпрыгни до ладошки», «Сорви шишку».
На ориентировку в пространстве.«Где звенит?», «Найди флажок», «Что спрятано?».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок»
Коррекция сенсорных дисфункций
- Игры с мячами разного размера и разной фактуры, приоритетными стали игры, где задействованы обе руки или поочередно правая и левая.
- Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.
- Использование в работе подушек, гамака, специального коврика (одеяла)
- Имитация движений животных.
- Балансирование на гимнастических мячах, на трубе «перекати поле» фирмы Альма.
- Лазанье по тренажерным стенкам.
- Толкание тяжелых предметов, игры с тяжелыми предметами.
- Использование в работе лошадок качалок, фитболов, разные виды сенсорных дорожек, в том числе из природного материала.
- Использование метода дробности преподносимого материала, метода круговой тренировки.
Методы релаксации :
- Мышечная
- Дыхательная
- Звуковая(с сопровождением мерцающих огней)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"
В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....
Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью
Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....
Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ
С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также. Главный акцент делаетс...
Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».
В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным инт...
Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС
Организация коррекционно-развивающего пространства – одно из самых важных направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...
Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...