Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.
статья на тему
В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей и культурой своей страны. Способствовать развитию нравственного и духовного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.
Берсенева Наталья Михайловна
Воспитатель
ГБОУ Школа 1530 «Школа Ломоносова»
« Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка» В.Г. Белинский.
Дошкольное детство - яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Опыт народа, мудрость поколений - вот без чего невозможно воспитать полноценную личность. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. В связи с этим особое значение имеет знакомство дошкольников с видами народного искусства.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Поэтому важно включать в жизнь ребенка разнообразные виды деятельности. В них ребенок сможет проявить себя более полно. Процесс усвоения и познания должен начинаться, как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через песенки, потешки, колыбельные и т.д. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности русского народа, трудолюбие предстают перед детьми в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, этические ценности и является частью его истории. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания и в будущем они смогут сохранить все культурные ценности нашей Родины. Воспитание гражданина и патриота - задача особенно актуальная на сегодняшний день. Она не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В развитии ребенка игрушка играет огромную обучающую и познавательную роль. Яркие, забавные игрушки поднимают настроение, воспитывают любовь к красоте, развивают эстетический вкус. Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. Русская народная игрушка обогащает национальную культуру и искусство. Мир ее многообразен. Первые исследователи игрушек называли ее «зеркалом жизни», так как в ней своеобразно отражены общественный уклад, быт, нравы, обычаи народа, достижения ремесла. В современных условиях эта тема имеет огромную актуальность. Она обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитие познавательных интересов и творческих способностей у детей.
В детском саду с раннего возраста дети знакомятся такими народными игрушками, как пирамидки, матрешки, неваляшки. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, Городца, дымковской, коргопольской, филимоновской игрушками. Приобщают к устному народному творчеству, народным играм, хороводам. От возраста к возрасту усложняют восприятие яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
В наше время очень мало времени уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, дымковской игрушки. Приобщение детей к культуре родного народа - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Вначале необходимо познакомить детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла. Познакомить с элементами росписи, с особенностями узора и цветовой гаммы. Организовать мини-музей. Развивать умения расписывать силуэты игрушек узором, расписывать готовые формы дымковских изделий, формировать умения детей передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской игрушки, организовать выставку детских работ. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического воспитания, развивает творческие способности. Без знания народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственно-патриотическое воспитание ребенка.
Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре - значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить и уважать культуру народа, труд мастеров.
Красота нужна всем, но прежде всего детям.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею пусть, в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина…» В.А.Сухомлинский.
Список литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Затеева Е.В. «Малыш в мире искусства родного края: учебно-методический комплекс по художественно- эстетическому образованию дошкольников». - Изд.3-еБарнаул: АКИПКРО,2010.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» Москва. Мнемозина.
- Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей». - М.:Пед. общество России, 2000.
- Плакущая Г. А. // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.:Буки-Веди, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству
реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...
Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...
Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства
Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое нача...
Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своем...
Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству и культурному наследию России
Нравственно-париотическое воспитание в детском саду...