Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства
методическая разработка (средняя группа)
Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало.
Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zatravina_priobshchenie_k_iskusstvu.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства
Автор статьи Затравина А.Н., воспитатель ГБОУ «Школа № 718»
Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало.
Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему.
Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.
Но, не смотря на значительный вклад исследователей (Ветлугиной Н.В., Теплова Б.М., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А., Якобсон П.М. и др.) в изучение проблемы приобщения детей дошкольного возраста к произведениям искусства разных жанров и требований новых стандартов, многие ее аспекты остаются недостаточно реализованы на практике.
Мы предположили, что приобщению детей 4-5 лет к произведениям искусства будут способствовать следующие педагогические условия:
- учет принципов отбора натюрморта для детей дошкольного возраста (соответствие возрасту, особенностям восприятия, жизненного опыта и интересов);
- целостное и неспешное эмоциональное освоение произведения;
- соблюдение единства восприятия искусства и собственной творческой деятельности;
- использование в работе с детьми разных методов, приемов и форм ознакомления с жанром натюрморт.
В работе по данному направлению нами были использованы методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с живописью Курочкиной Н. А. (знакомство с натюрмортом) и Зубаревой Н.М. (требования к отбору произведениям живописи).
В начале нами была проведена диагностика. Детям 4-5 лет предлагалось рассмотреть репродукцию картины «Клубника» П. Кончаловского и ответить на вопросы:
- Что изображено на картине?
- Нравится ли картина, чем нравится?
- Что это за картина: портрет, пейзаж или натюрморт?
Данные диагностики следующие: высокий уровень восприятия детьми произведения искусства мы не выявили, в основном мы дигностировали средний и низкий уровни восприятия.
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, о необходимости проведения работы, направленной на приобщение детей к произведениям искусства.
Нами была разработана система бесед, которую мы разделили на 2 блока. Для более эффективной работы мы учитывали следующие принципы построения образовательной деятельности по приобщению детей 4-5 лет к произведениям искусства:
- систематичность работы,
- последовательность,
- повторность,
- доступность для данного возраста.
Нами использовались методы:
- рассказ детям о живописи;
- привлечение внимания детей к произведениям изобразительного искусства;
- составления натюрмортов разных видов;
- игровой прием «вхождение в картину»;
- беседа с детьми и рассматривание вместе с ними художественных картин;
- рассказ детям о натюрморте и его видах.
Наша работа началась с беседы «Путешествие в мир искусства», где дети узнали о мире изобразительного искусства и о людях, которые его создают, а также о том, как этот мир создается и для чего он нужен. Далее с детьми мы провели цикл бесед, где мы рассмотрели картины «Хризантемы» И. Грабаря, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Алёнушка» В. Васнецова, «Золотая осень» И.Левитана, и «Купчиха за чаем» И. Грабаря. Беседы и рассматривание картин происходило один раз в неделю во второй половине дня, в спокойной обстановке.
Для увеличения эффекта от знакомства с произведениями искусства, детям был предложен прием «вхождения в картину.
Детям предлагались вопросы: Если бы картина ожила, что бы мы услышали, какой запах бы почувствовали? Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы добавили?
Чтобы учить детей не просто перечислять в картине отдельные предметы, а сосредотачиваться на главном, мы просили детей задуматься над замыслом художника. В одних случаях мы задавали вопросы детям, в других пытались раскрыть главное через название картины. Учитывая возраст детей мы предлагали детям конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, для того чтобы подвести детей к пониманию содержания произведения
1.Что изображено на картине?
2.Что самое главное в картине?
3.Как это изобразил художник?
4.Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?
5.Что этим хотел сказать художник?
6.Какое настроение передал художник?
7.Как вы догадались, что именно это настроение отражено?
8.Как художнику это удалось сделать?
9.Какое настроение вызывает у вас эта картина?
10.Что бы вы добавили сами в эту картину?
Цель второго блока расширить и закрепить представления детей о натюрморте, как о жанре живописи и вызвать у детей интерес к натюрморту.
С детьми были проведены беседы «Как художник составляет натюрморт». Мы использовали репродукции картин, изображающие разные виды натюрмортов такие, как «Снедь московская. Хлебы» И. Машкова, «Цветы и фрукты» И.Хруцкого, «Подсолнухи» В.Ван Гога, «Груши на зеленой драпировке» И.Грабаря.
Перед встречей с картиной проводилась подготовительная работа по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, чтение художественной литературы, а также ознакомление детей с теми предметами, которые в дальнейшем были представлены на картине. В предварительной работе детям предлагалось рассмотреть разные хлебные изделия, предметы, фрукты, потрогать, понюхать их. Дети рассматривали картину, обсуждали увиденное, отвечали на вопросы.
Наша работа закончилась беседой с детьми «Путешествие в мир искусства». Мы рассматривали знакомые картины, дети инициативно высказывались, делились впечатлениями об увиденном, называли жанры изобразительного искусства.
Далее нами была проведена та же диагностика, что и в начале работы.
Данные диагностики показали положительную динамику приобщения детей к произведениям искусства. Низкого уровня восприятия детьми произведений искусства мы не обнаружили, 27% детей показали высокий уровень (в начале 0%), остальные дети показали средний уровень, что является очень хорошим показателем приобщения детей к произведениям искусства разных жанров: ребенок видит и осознаёт те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него, ребёнок получает элементарное эстетическое наслаждение, оценивает в картине цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, форму и композицию.
Таким образом, разработанная нами система формирующей работы приобщения детей к произведениям искусства эффективна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.
В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей и культурой своей страны. Способствовать развитию нравственного и духовного воспитания....
"Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия музыки.
Предствален опыт работы по знакомству дошкольников с классической музыкой в интересной игровой форме....
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот м...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись
Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики....
Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...
Городской семинар из опыта работы "Приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству" 2019г.
27.03.2019...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности
laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....