Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_pedagogami_po_teme.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с педагогами по теме:
«Роль народной куклы в
приобщении детей дошкольного
возраста к народной культуре»
Смехова Татьяна Петровна-
воспитатель,
Кудрявцева Валентина Афанасьевна –
старший воспитатель,
МДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 17
«Чебурашка» г.Омутнинск,
Кировская область.
Одним из направлений работы детского сада является социально-личностное воспитание и развитие ребенка. Отечественные психологи Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и другие называют социальный опыт доминирующей стороной в развитии личности ребенка. Социальный опыт - это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Опыт включает знакомство с традициями, обрядами народной культуры.
В каждом детском саду складывается своя система работы, в том числе по социально-нравственному воспитанию и развитию детей. Приоритетным направлением работы нашего дошкольного образовательного учреждения является знакомство с традициями и обрядами русской народной культуры.
Народная культура – собирательное понятие, которое включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обычаи, обряды, тип семьи, характер жилища, одежды, питание, отношение с природой, язык, верования, воспитание детей. Одной из составляющих особенности воспитания в народной культуре является использование народных игрушек, среди которых главное место занимает кукла. Народная кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни. Еще до рождения ребенка мать делала кукол. Сворачивала тряпочку и клала в колыбельку, чтобы она «оберегала» ее для будущего малыша. А когда появлялся малыш, куклу-оберег вешали над кроваткой, верили в то, что она охраняет сон ребенка. В старину куклам не рисовали лицо. Безликой кукла оставалась долгое время. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и тем самым сделать ее опасной для человека. Позднее об этом забыли и куклам стали рисовать, вышивать, глаза, нос и рот. С куклой были связаны многочисленные магические обряды, праздники – встреча Масленицы, Коляды, Кузьминки и другие.
Наиболее распространенные и доступные для изготовления детям дошкольного возраста куклы: куватка, узелковая, барыня, скатка и другие.
Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Взрослые, делая детям куклу, вкладывали в нее свою любовь и заботу о ребенке. С 5 лет дети сами начинали делать себе кукол. Кукла - это уменьшенная модель человека, кукла – партнер по игре. Кукла учит быть папой или мамой - заботливыми, добрыми, внимательными. Через игру с куклой воспитывались в детях лучшие человеческие качества. Делая с детьми куклу, приучали их к трудолюбию, усидчивости, способности доводить дело до конца, выполнять его хорошо. Изготовление народной куклы способствовало развитию мелкой моторики руки, оздоровлению детей, в результате массажа акупунктурных точек на ладонях, развитию речи - куклы неотделимы от фольклора, от праздничных и колыбельных песен, от игр. Вот почему в санаториях Кировской области, например «Вятских Увалах», где отдыхают и лечатся дети с родителями, делают упор на оздоровление с помощью куклы-закрутки. Большие возможности народной куклы и в развитии у детей творческих способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое - выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы.
Наряду с этим, в детском саду № 17 «Чебурашка» сформировался педагогический опыт по изготовлению некоторых тряпичных кукол, который был востребован педагогами других дошкольных образовательных учреждениях города Омутнинска в условиях ассоциации. Результаты анкетирования показали, что 51 % педагогов имеют недостаточно знаний и умений по изготовлению русской народной куклы. Готовность детей к изготовлению народной куклы составила 47%.Результаты анкетирования родителей показывают, что 63 % родителей играли в детстве с народными куклами.
Таким образом, было определено направление взаимодействия с педагогами МДОУ детского сада ЦРР № 18 «Рябинка» и разработана программа, целью которой явилось выявление взаимодействия педагогов по проблеме «Приобщение детей к русской народной культуре на основе знакомства с народной куклой» в условиях ассоциации ДОУ.
Организация работы по реализации программы осуществлялась поэтапно.
Сбор информации (беседа со старшим воспитателем детского сада) показал, что в детском саду есть все условия для работы по знакомству с народной куклой – наличие достаточной учебно-методической базы для работы в инновационном режиме. Из анкетирования педагогов была выявлена потребность в повышении информационной и технологической компетентности педагогов
Мы предположили, что эта проблема может быть решена и получены высокие результаты эксперимента, при условии высокой заинтересованности педагогов данной темой, вызванной беспокойством и заботой о детях, наличием хорошей материальной базы, контролем со стороны администрации.
Мы предположили вероятность низких результатов в связи с недостаточной заинтересованностью педагогов, вызванной большой занятостью педагогов и низким контролем со стороны администрации.
Таким образом, с учетом полученной информации была выявлена проблема и спланирована работа с педагогами, родителями и детьми и определены задачи, содержание методической работы и критерии результативности.
Следующий этап деятельности определил разные формы взаимодействия с педагогами:
- Проведена консультация на тему «Воспитание любви и уважения к матери на основе знакомства с русской народной культурой». Цель консультации: познакомить педагогов с одним из направлений нравственного воспитания дошкольников. Главное заключалось в установлении взаимодействия с педагогами, высказана искренняя заинтересованность и стремление проводить работу с детьми по воспитанию любви и уважения к матери. Педагоги детского сада выразили желание познакомиться с опытом изготовления русской народной куклы. Общение прошло в доверительном эмоциональном характере, что обеспечило успешное взаимодействие.
- Семинар-практикум «Куклы бывают разные». Цель: познакомить педагогов с процессом изготовления различных народных кукол. Педагоги участвовали в изготовлении различных народных кукол – кукол барынь, скатки, узелковой куклы, куклы-ангела, покосницы и других. Овладевали приемами изготовления народных кукол.
- Открытое показательное занятие с детьми старшей группы на тему: «Куклы бывают разные. Изготовление народной куклы». Ставились следующие цели: познакомить педагогов с методикой работы по изготовлению народной куклы с детьми, использованием наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми по изготовлению народной куклы. Использовала на занятии методы формирования сознания ребенка – рассказ о народной кукле, беседу. Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей к кукле, такие как сюрпризный момент, дидактическую и подвижную игру, исполнение детьми песен и потешек для куклы. Дети справились с изготовлением куклы-скатки, старались не только воспроизвести образец, но и проявить творчество. Трудности испытывали дети при завязывании узелков вследствие недостаточного развития мелкой моторики руки Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, были податливы и пластичны, легко вступали в диалоговое общение друг с другом. Народная кукла явилась изюминкой данного занятия. Дети открывали для себя новую, незнакомую куклу. В конце занятия была проведена рефлексия – дети общались с куклами, давали им имена, рассказывали о своих впечатлениях от занятия. По результатам данного занятия отмечаем: высокий уровень в изготовлении народной куклы показали 15 % детей и средний уровень 85%. Оценивалось качество и проявление творчества детьми при изготовлении народной куклы. Отмечаем положительное влияние данного занятия на эмоциональное состояние детей.
После занятия педагогам было предложено составить план работы по ознакомлению детей с народной куклой. Дальнейшая работа заключалась в обсуждении с педагогами планов работы и рекомендации по организации работы с детьми и родителями, выполнении педагогами намеченных планов работы, контроле со стороны администрации за ходом эксперимента.
По результатам работы в конце года проведено анкетирование педагогов и диагностика уровня знаний и умений детей. Приведем сравнительные данные:
Знания педагогов о русской народной кукле, способах ее изготовления | Начало учебного года | Конец учебного года |
51% | 87% |
Знания и умения детей | Начало учебного года | Конец учебного года |
47% | 80% |
Таким образом, данные диагностики говорят об эффективности проводимой работы.
Результаты работы были представлены в аналитической справке и на педагогическом совете-презентации «Ассоциации дошкольных образовательных учреждений города Омутнинска».
В новом учебном году взаимодействие с педагогами детского сада «Рябинка» было продолжено.
С целью дальнейшего повышения профессиональной компетентности педагогов, была проведена консультация «Народные промыслы и классификация народных игрушек», консультация-практикум по обмену опытом работы по теме эксперимента, где педагогами была представлена выставка народных кукол и даны рекомендации по их изготовлению, подготовлена компьютерная презентация «Куклы, куклы, куклы…», где обращалось внимание на создание кукол из различных материалов.
Под руководством педагога-экспериментатора воспитатели детского сада проводили работу с родителями по изготовлению народных кукол, диагностику детей и родителей, организовали выставку народных кукол, уголки по народной культуре в группах.
Результаты работы второго года опытно-экспериментальной работы:
Знания и умения педагогов о русской народной кукле, способах ее изготовления | Начало учебного года | Конец учебного года |
72% | 94% |
Примечание: изменился состав педагогов.
Знания и умения детей | Начало учебного года | Конец учебного года |
75% | 85% | |
Диагностика эмоциональной отзывчивости | 20 % детей предпочли деятельность игре | 35 % детей предпочли деятельность игре |
Отмечаем рост знаний и умений педагогов и детей по изготовлению народной куклы.
Следует отметить высокий уровень сформированности коллектива детского сада, ответственность со стороны педагогов, доброжелательность и открытость, желание совершенствовать педагогическое мастерство.
Результаты работы мы представили на педсовете – экспертизе. Был проведен мастер-класс для педагогов по изготовлению оберега куклы – куватки. Данное мероприятие получило высокую оценку экспертов. Следует отметить, что контроль над результатами инновационной деятельности осуществлялся систематически. Показатели результативности отслеживались на основе разработанных анкет, проводимых с педагогами и родителями, авторской диагностики уровня знаний и умений детей, уровня эмоциональной отзывчивости на основе наблюдения за детьми. Осуществлялась оценка каждого проводимого мероприятия на основе анализа деятельности педагога-экспериментатора (анкеты). Оценку выступлениям на педагогических советах давали эксперты.
По итогам проведенной работы можно сделать вывод - установлено тесное взаимодействие с педагогами МДОУ ЦРР детским садом № 18 «Рябинка», что обеспечивает повышение их профессиональной компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре на основе знакомства с народной куклой, что положительно влияет на нравственное воспитание дошкольников.
Литература
- Бородина Н. Проблема нравственного воспитания дошкольников в трудах В.А.Сухомлинского. Дошкольное воспитание № 2 – 1986г.
- Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества. Дошкольное воспитание № 11 – 2002 г. стр. 81-88
- Народное творчество. Научно-популярный журнал, № 2 – 2003г, № 1-2004
- Народное творчество. Научно-популярный журнал, № 3 -2007г. Сценарий «Здравствуй, ангельская душка», стр. 19, автор В.Андрейченкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект родительского собрания на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ФГОС»Воспитатель Лопандина Надежда Павловна
Познакомить родителей со значением приобщения детей к народным традициям...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...
Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...
Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя...
Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...
Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....