Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству
консультация по рисованию на тему
реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_milkina_01.05.docx | 62.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра развития дошкольного образования
Милькина Елена Викторовна
Приобщение детей дошкольного возраста к народному
декоративно – прикладному искусству
Реферат
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Педагогика и методика дошкольного образования»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры развития
дошкольного образования
Пелихова Анна Валерьевна
Челябинск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ……………………………………………………………………..7
1.1. Значение народного декоративно-прикладного искусства
в воспитании дошкольников……………………………………….………7
1.2. Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству………………..………….………12
1.3. Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно – прикладному искусству у дошкольников……………..15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ……………………….……………………....19
2.1. Основные формы приобщения дошкольников к декоративно – прикладному искусству. Значение наглядного материала для обучения и развития детей……………………………………………………….............19
2.2. Особенности организации непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусство…………...………………………………………….27
2.3. Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству………………..……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...43
ВВЕДЕНИЕ
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.
Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность. Общество может четко ставить и успешно решать масштабные национальные и международные задачи, если у него есть высокие нравственные ориентиры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном декоративном искусстве.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.
В свою очередь, изделия народного промысла воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Для современного образования важно то, что народное прикладное искусство глубоко традиционно, и это проявляется не только в преемственности средств создания одухотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных декоративных образов. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.».
Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Целью исследования является теоретически изучить и доказать эффективность формирования устойчивого интереса у дошкольников к истории и культуре нашего народа в процессе приобщения детей к народному декоративно - прикладному искусству.
Следовательно, основными задачами работы будут:
- Изучить значение народного декоративно - прикладного искусства в развитии дошкольников.
- Раскрыть роль педагога и семьи в формировании у детей интереса к народному декоративно – прикладному искусству.
- Исследовать воспитательный и развивающий потенциал декоративно-прикладного искусства.
- Разработать и внедрить перспективно – тематическое планирование по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству;
Объект исследования – процесс формирования художественно - эстетических представлений о народном декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – система приобщения детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству.
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что декоративно-прикладное искусство выступает в качестве основного источника приобщения дошкольников к народной культуре, если:
- объектом формирования художественно – эстетических представлений избирается народное искусство, наиболее доступное и соответствующее особенностям эстетического освоения мира детьми дошкольного возраста. - процесс формирования художественно-эстетических представлений о народном декоративно-прикладном искусстве будет характеризоваться как развитие эмоционально – ценностного переживания, усвоение художественного опыта народного декоративно – прикладного искусства.
- будет разработано перспективно – тематическое планирование по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
Выполненная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы 50 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Значение народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников
Отечественные психологи и педагоги подчеркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей именно дошкольного возраста. Одним из таких средств рассматривается народное декоративно-прикладное искусство.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие) [4, 9, 14]. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.
Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования произведений декоративно-прикладного искусства при работе с детьми дошкольного возраста состоит в содействии развития творческого потенциала маленьких детей. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Он проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, мы считаем очень важным. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника и розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям. Главными задачами в процессе приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству мы считаем следующие:
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
- формирование обобщенных знаний и умений.
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия. Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приёмами декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Мы согласны с А.А. Грибовской [4] в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Таким образом, очень важно ознакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно, пленяет душу гармонией и ритмом, способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности.
- Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству
Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно – прикладному искусству возможно при соблюдении ряда условий:
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
- создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;
- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.
Одним из важнейших факторов развития дошкольников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов. В процессе их использования у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла.
К ним можно отнести методы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой [17] при знакомстве дошкольников с произведениями живописи:
1.Метод вызывания адекватных эмоций. Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.
2.Тактильно-чувственный метод. Метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
3.Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.
4.Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».
Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников способствует приобщение к народному декоративно – прикладному искусству в интересной и привычной для современных
детей форме – посредством использования медиаресурсов. Разнообразие современных медиасредств (детских сайтов, электронных энциклопедий и пособий, электронных каталогов и поурочных материалов (в большей мере познавательно - информационной направленности); компьютерных игр и разработанных для детей приложений (графические редакторы, «игры-конструкторы») (деятельно-игровой направленности); электронных презентаций, созданных педагогами-практиками) позволяет приблизить «прошлое» к детям.
Использование медиаресуров позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов и многообразия образов, художественных решений. Это оправданно в случае, если необходимо продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными условиями.
- Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно – прикладному искусству у дошкольников
Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. В современном мире, возможно, можем столкнуться с такой проблемой, как намеренное переписывание истории, вычеркивание из «книги жизни человечества» самых значимых и поворотных событий.
Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит.
Дошкольное детство самый благодатный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.
Одна из главных задач современного воспитания дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления – теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Неоценимое значение для становления и углубления знаний о малой родине имеет использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера.
Перед педагогом стоит важная проблема при приобщении дошкольников к народному декоративно - прикладному искусству – открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал, собранный и сохраненный народом и учеными региона, помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная образовательная организация ставит перед собой цель – создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс.
Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающее в привязанности к родному дому.
В настоящее время исследователи выделяют основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент ФГОС ДО. Основной общеобразовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации (ДОО). В педагогике региональный компонент рассматривается как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса, подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре.
При реализации регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям разных культур. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», и другие.
Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита. Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.
При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- народное искусство ускоряет становление детского творчества;
- народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;
- произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности.
Таким образом, формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Воспитание любви к культуре малой родины у дошкольников определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств приобщения детей к народному декоративно – прикладному искусству.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Основные формы приобщения дошкольников к декоративно – прикладному искусству. Значение наглядного материала для обучения и развития детей
Успешному развитию эстетического воспитания детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является использование тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, например, как «Веселые узоры», «Чудо-птица», «Конь-огонь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.
В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда педагог убедился, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность. В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т.д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества (одного предмета, одного вида народного искусства, двух-трех видов в сравнении, нескольких видов в конце года). Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Активное освоение малышами традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность воспитанников.
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музей декоративно-прикладного искусства, организованный в ДОУ – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея могут быть представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Тематика мини-музеев может быть различной: «Русская изба», «Домашняя утварь», «Тряпичные куклы», «Народные промыслы», «Из истории дымковских игрушек», «Русские народные костюмы».
В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики. При отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта. На базе мини – музея детского сада создают изостудии, кружки народного творчества, где педагоги дополнительного образования имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами. Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, педагог намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики НОД, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке кружковой работы в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
Для ознакомления детей с народным искусством используется традиционная форма приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству как непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). НОД можно проводить в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения; занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации на основе народного искусства (одного или нескольких), на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной деятельности; самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе.
Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспитателю рекомендуется использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр. Народная игрушка, репродукция с изображением такого же образа должны остаться на некоторое время в группе. Затем рассматриваются другие образы, их изображения на репродукциях, дополняющие игрушки. Ознакомившись с определенным видом народного искусства, дети начнут узнавать птиц, коня, козла, барана, барышню в дымковской игрушке, видеть красочность узоров. Вызвав интерес к игрушке, воспитатель приступит к ознакомлению с названиями «дымковский конь», «филимоновская барыня». Сначала в памяти останется только знакомый образ — конь, индюк и пр.; постепенно ребенок запомнит название, которое потом войдет в его речь.
Воспитателю следует формировать у детей умение видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно воспитатель научит детей видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре. Во время проведения НОД дети могут рассматривать предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).
Воспитатель при знакомстве детей с народным промыслом, сначала должен дать сведения о нем — название, его местонахождение; затем вместе с детьми определить содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов должно сопровождаться художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, «Коровушки не простые — глиняные расписные» (филимоновские игрушки), «Барыни красивы, да беда — спесивы» (каргопольские игрушки), «Майданские утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (полхов-майданская игрушка) и др.
Воспитатели детского сада могут использовать и другую традиционную форму – самостоятельную изобразительную деятельность, возникающую по инициативе самих детей. Для этого в группах следует создать зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место будут занимать подлинные образцы декоративно-прикладного искусства должного качества.
Также, должны иметься в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все должно быть соответственно данной возрастной категории дошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Требуется создать условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал.
Особую роль в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству и в художественном развитии должны играть праздники и развлечения, которые проводятся главным образом в старших группах. Например, «Сказка Гжель», «Веселая ярмарка», «Хохломская ярмарка» и др. В подготовке к народным праздникам и развлечениям можно и нужно привлекать родителей.
В процессе подготовки и проведения этих мероприятий, дошкольники узнают приобщаются к народным традициям, к особенностям нашей культуры, участвуют в мастер – классах, проводимых во время мероприятия. Мастер – класс тоже можно использовать как форму приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству. Праздники и развлечения не только будут развлекать и радовать детей, но и способствовать формированию интереса к народным промыслам. Эти основные формы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству, являются формами приобщения к художественной культуре.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
Народное декоративно – прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это даст возможность украшать интерьеры групп и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими.
Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Они распределяются по промыслам и постоянно пополняются новыми предметами. Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Также, как и образцы гжельской, хохломской, жостовской, городецкой росписей
Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки и рисования, обогащая представление об окружающем мире. Непрерывная образовательная деятельность с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами декоративно – прикладного искусства, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.
2.2. Особенности организации непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством
При непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность НОД по декоративно-прикладному искусству в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.
Включая в педагогический процесс НОД по декоративно - прикладному искусству, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.
Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.
В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях:
1.Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
2.Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных промыслов.
3.Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.
Например, знакомя детей с любым видом декоративно-прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок НОД. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе. На специально организованных НОД с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.
Сокращение числа НОД по декоративно – прикладному искусству компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в образовательном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
Планируя НОД, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику места проведения непосредственно образовательной деятельности. Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на НОД в изостудии, или наоборот. Учитывая особенность темы, НОД могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.
При ознакомлении работы с детьми на НОД по декоративно – прикладному искусству важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельно детей в выборе элементов росписи;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Все НОД проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения программы по декоративно – прикладному искусству, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.
На НОД между всеми видами декоративно – прикладной работе – рисованием, лепкой, аппликацией устанавливаются тесные связи. Обычно НОД проводятся по структуре, помогающей максимально выполнить все задачи.
I этап: В начале обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают образец народного творчества, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап: Познавательный.
1.Где раскрывается тема НОД в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация .
2.Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III этап. Завершающий.
По окончании НОД проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале деятельности, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале НОД. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.
Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце НОД является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.
Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой НОД способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества. Таким образом, необходимыми условиями развития интереса к народному декоративно – прикладному искусству у детей является творческий подход к организации НОД и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
2.3. Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников:
- родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»);
- мини-собрания одна из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции.
- творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.
- конференции – где в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в определенной области, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами («Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей.
- беседа - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.
- консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. («Влияние народного декоративно – прикладного искусства на развитиетворческих способностей детей») советы специалиста, индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
- мастер-классы;
- круглый стол, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов;
- вечера для родителей;
- кружки;
- консультативный клуб;
- клубы по интересам;
- дни открытых дверей, дает возможность познакомить родителей с правилами дошкольным учреждением, его традициями особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию;
- КВН по народным промыслам;
- турниры знатоков;
- устный журнал, состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг;
- викторины;
- праздники;
- - фольклорные посиделки;
- тренинги, тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
- выпуск газеты, стенгазеты, конкурсы (плакатов, коллажей.
- семейные художественные студии - это своегорода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Например, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства.
- совместные вернисажи;
- выставки семейных коллекций;
- экспонаты своими руками;
- создание мини - музеев и экспозиций;
- экскурсии (музеи, художественные салоны, выставочные центры);
- виртуальные экскурсии;
- проектная деятельность;
- семейная ассамблея (форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность);
- семейный календарь (оформляя его, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности о музеях города и об организуемых выставках);
- перспективы выходного дня (сообщается адрес музея, что можно увидеть, на что обратить внимание;
- прием «путеводного листа» - предлагаем родителям посетить в Интернете, например, «Эрмитаж»;
- аукционы - проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме («Ярмарка»);
Наглядно-информационные (просветительские, аналитические):
- информационные стенды (корзины, письма);
- папки-передвижки, формируются по тематическому принципу;
- выставки в детском саду и за его пределами;
- фотовыставки, в том числе и когда родители (по просьбе педагогов) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в копилку группы или детского сада;
- памятки, буклеты, изготовленные на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст читался без разрезки, раскрываясь, как ширма;
- брошюры, листовки, бюллетени;
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях.
- создание медиатеки («Народные промыслы нашего края»);
- интернет журналы, переписка по электронной почте приобретение книг, открыток – верный способ приобщения к народному искусству и понимание его создание книг («Ярмарка народных промыслов»);
- - опросы, срезы, анкетирование, тестирование по вопросам художественного развития детей.
Перечисленные формы используются в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство. Также используются:
1.Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
2.Пропаганда народного искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);
3.Вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
4.Совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для всестороннего развития ребенка.
Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную образовательную программу.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческий, заинтересованный педагог, который не боится современных инновационных технологий, задумывающийся над тем, как построить свою работу в соответствии с ФГОС, будет применять множество разнообразных форм работы с детьми и семьей, которые можно использовать в приобщении дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
Главное во всех этих видах работы – любовь к детям и настрой на творческое развитие личности в игре через интеграцию по всем направлениям образовательной деятельности.
Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.
Народное декоративно – прикладное искусство стимулирует детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе непрерывной образовательной деятельности и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки и декоративной росписи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобщая дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, можно выделить главную идею – воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому, выделяют главный принцип – воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Эффективность использования разнообразных форм, методов и приемов приобщения детей к декоративно – прикладному искусству определяется тем, в какой мере она обеспечивает высокие конечные результаты – знания, умения, навыки дошкольников, уровень их воспитанности и развитости. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей дошкольного возраста с культурой родного края.
Результаты проведенного педагогического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
- Декоративно-прикладное искусство является одним из источников приобщения дошкольников к народному творчеству и одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным декоративно - прикладным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
- Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования произведений декоративно-прикладного искусства при работе с детьми
- Дошкольного возраста состоит в содействии развития творческого потенциала маленьких детей.
- Разная организация НОД, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре. В процессе работы по данной теме логично пришел вывод, что нельзя вести работу одними и теми же материалами, необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники исполнения изображения.
- Большую роль играет семья в работе по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству. Поэтому большое внимание уделяется работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. Родители принимают участие в пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотеза доказана. Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы, это одна из попыток осмыслить проблему приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева, З. А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях / З. А. Богатеева. - М., Просвещение, 1986.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2005. – 208c.
- Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве / А. А. Грибовская. – М., Просвещение, 2004.
- Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О. А. Голоменникова. — М., Мозаика - Синтез, 2010.
- Дорожин, Ю.Г., / Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин, О. А. Соломенникова. - М., Мозаика – Синтез, 2004.
- Дубровская, Е. А., / Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [учебное пособие для ВУЗов] / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., Издательский центр «Академия», 2002. – 260c.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ о от29.12.2012г.[электронныйресурс].http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
- Народное искусство в воспитании дошкольников / под ред. Т. С. Комаровой. - М., Мозаика – Синтез, 2005.
- Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. - М., РПА, 1997.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [для занятий с детьми 2-7 лет] / Т. С. Комарова. – М., Мозаика-Синтез, 2006.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева. - С. П. б., Акцидент, 1997.
- Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [для занятий с детьми 5 – 7 лет] / О. А. Соломенникова. – М., Мозаика-Синтез, 2006.
- Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста ] / О. А. Скоролупова. – М., Скрипторий, 2003.
- Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду [пособие для воспитателя] / под ред. М.Б. Халезовой - Зацепиной. - М., Скрипторий 2005.
- Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко – М., Владос, 2008. – 175c.
- Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [учебно – методическое пособие] / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М., Гумонит, Владос, 2000.
- Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. - М., Просвещение,1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективно – тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством
Таблица 1.1. - Старший возраст
Срок | Вид НОД | Тема НОД Методическое обеспечение | Цель НОД |
Дымковская игрушка | |||
Октябрь |
Рисование | «Волшебная Дымка» Рисование дымковских узоров. Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. Скрипторий, 2003, 2008. | 1.Знакомство с историей дымковской игрушки и особенностями ее росписи, колоритом, основными элементами узора. 2.Освоение способов рисования элементов дымковской росписи (точка, мазок, волнистая линия, круги, кольца). 3.Освоение способов украшения игрушки узором; 4.Развивать чувство ритма, цвета, композиции |
Ноябрь | «Нарядные лошадки» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации. (Старшая группа). М.; ТЦ Сфера, 2009. | ||
Апрель | «Водоноски – франтихи» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | ||
Май | Аппликация | «Дымковский петушок» Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. Скрипторий 2003, 2008. | 1.Освоение метода обрывания 2.Воспитание цветоощущение и цветовосприятие при подборе бумаги нужного цвета |
Ноябрь |
Лепка | «Лошадки» (веселая карусель) Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | Учить детей лепить из целого куска пластилина по типу народных игрушек, украшать налепами и углубленным рельефом. | |||
Апрель | «Водоноски у колодца» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | |||||
Веселый Городец | ||||||
Январь | Рисование | «В гостях у мастеров Городца. Закладка для книг» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. | 1.Ознакомление с городецким промыслом. 2.Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. 3.Освоение способов рисования элементов городецкой росписи (купавка, ромашка, розан, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки). 4.Освоение навыков смешивания красок на палитре. 5.Развивать чувство ритма, цвета, композиции | |||
Март | «Роспись доски городецким узором» Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. Скрипторий 2003, 2008. | |||||
Май | «Городецкий узор в круге» Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду, практическое пособие, М.: Мозаика-Синтез, 2001. | |||||
Золотая Хохлома | ||||||
Февраль |
Рисование | «Золотая хохлома и золотой лес» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. «Роспись вазы хохломским узором» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. | 1.Знакомство детей с «Золотой Хохломой». 2.Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. 3.Освоение способов рисования элементов хохломской росписи (травка, кудрина, ягоды, цветы).). 4.Развивать технические умения пользоваться кистью. | |||
Март | Лепка | «Чудо – Хохлома» Г.Н. Давыдова Пластилинография – 2. – М., Изд. Скрипторий 2003, 2008. | 1.Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи. 2.Закрепление знаний о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. 3.Развитие мелкой моторики рук, глазомера. | |||
Народная игрушка | ||||||
Сентябрь | Ознакомление с окружающим | «Русская народная игрушка» Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. Скрипторий 2003, 2008. | 1.Знания о глиняных игрушках – дымковских и филимоновских 2.Рассказать об истории богородского промысла, о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке, учить различать разные техники росписи матрешек. | |||
Сентябрь | Рисование | «Узор для платка матрешки» Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. Скрипторий 2003, 2008. | 1.Освоение способов рисования элементов народной росписи. 2.Закрепление навыков составления узора на квадрате с использованием народных росписей. 3.Совершенствовать технические навыки рисования кистью. Развивать чувство ритма, цвета, композиции | |||
Декабрь | «Расписные ткани» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | |||||
Май | «Укрась фигурку коровки филимоновским узором» Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду, практическое пособие, М.: Мозаика-Синтез, 2001. | |||||
Октябрь | Лепка | «Косматый мишка» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | Учить детей лепить скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры. | |||
Русский народный костюм | ||||||
Ноябрь | Ознакомление с окружающим | «История русского народного костюма» Вахрушев А. А. «Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М., Изд. Баласс, 2003. | 1.Знакомство с историей и особенностями русского народного костюма, с вышивкой. 2.Расширять знания о русской народной культуре. 3.Развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества. | |||
Ноябрь | Рисование | «Укрась сарафан для куклы» Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду, практическое пособие, М.: Мозаика-Синтез, 2001. «Короны и кокошники» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. | 1.Учить составлять узор, используя короткие линии, штрихи. 2.Освоение способов украшения растительными узорами (лист, цветок, дуга). 3.Развивать умение подбирать гармоничные цветосочетания, строить узор, чередуя декоративные элементы. | |||
Февраль | Аппликация | «Галстук для папы» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.; ТЦ Сфера, 2009. | 1.Подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов. 2.Освоение приема преобразования форм: разрезание полосы на части, квадрата по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. | |||
Народные промыслы Урала | ||||||
Ноябрь | Ознакомление с окружающим | «Мой город – моя малая Родина» Парамонова, Л. А. | 1.Продолжат формировать интерес к малой родине. 2.Знакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края. 3.Ознакомление с камнерезным искусством как одним из старейших промыслов Урала – историей данного вида прикладного искусства, традициями уральских мастеров – камнерезов, ювелиров. 4.Знакомство с уральскими поделочными камнями; свойствами наиболее распространенных камней на Урале | |||
Апрель | Ознакомление с окружающим | «Зачем человеку камни нужны» Парамонова, Л. А. | ||||
Декабрь | Рисование | Знакомство с урало-сибирской росписью, с ее элементами (ягодка, листья травка) Вохринцева, С. Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Изд. «Страна фантазий». ИП Вохринцева С.В., 2008. | 1.Ознакомление с историей возникновения искусства бытовой росписи на Урале, с элементами уральской росписи – ягодка, листья, травка. 2.Обучение последовательности выполнения подмалевки, расживок, умению набирать на кисть две краски и выполнять вращательные движения кистью. 3.Развивать умение сочинять орнамент из ягод, листьев, травинок. | |||
Март | «Урало-сибирская роспись» Роспись блюда Вохринцева, С. Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Изд. «Страна фантазий». ИП Вохринцева С.В., 2008. | |||||
Май | «Урало-сибирская роспись» Роспись посуды Вохринцева, С. Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Изд. «Страна фантазий». ИП Вохринцева С.В., 2008. | |||||
Декабрь | Лепка | «Блюдо» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. | 1.Развитие представлений детей о декоративной посуде, ее назначении, особенностях формы, художественного оформления. 2.Развитие умений лепить декоративные блюда, используя приемы раскатывания глины между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивание краев; наносить узор налепами или прорисовывать его стекой 3.Развитие самостоятельности, творчества (умение выбирать свой вариант тарелки, использовать собственные изобразительные средства.) | |||
Март | «Кувшинчик» Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации: старшая группа. М.;ТЦ Сфера, 2009.
| |||||
Апрель | «Посуда для кукол» Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. | |||||
Май | «Украшения из малахитовой шкатулки» Парамонова, Л.А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."
Предлагаемая мною программа. "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хохломской росписью" — одно из педагогических условий р...
Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей...
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...
"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своем...