Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности
статья
Особенности организации вариативной самостоятельной работы детей в каждом возрасте в непосредственно организованной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_po_organizatsii.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст — это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.
ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. При такой форме организации НОД как вариативная самостоятельная работа детей знания не передаются в готовом виде, а осваиваются дошкольниками в процессе собственной деятельности. Таким образом, вариативная самостоятельная работа детей выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Организация вариативной самостоятельной работы детей в каждом возрасте имеет свои особенности. В младшем возрасте она должна занимать небольшой временной промежуток. На каждую первую и третью часть НОД отводится не более 5 минут. На первый групповой сбор детей собирают в игровой форме, например, подвижная игра «Поезд». Дети друг за другом продвигаются по групповой комнате, а «паровоз» - воспитатель ведет свой состав к месту группового сбора. Обычно это происходит на ковре в центре групповой комнаты. Дети, двигаясь по кругу, делают остановку и садятся на ковер. Воспитатель в игровой форме формулирует проблему, опираясь на полученный детьми социальный опыт. Проблема должна быть близка и понятна трехлеткам. Например, дети познакомились со сказкой «Три медведя». Мишутка расстроился, что вся его постель оказалась смята. Воспитатель предлагает изготовить новое постельное белье: простынку, наволочку и пододеяльник. Все дети выполняют один вид работы аппликацию из готовых форм, но разные варианты. Одни украшают простынку, другие наволочку, третьи – пододеяльник. После выполнения аппликации, дети опять на «поезде» собираются на групповой сбор. И там используя вопросно-ответную форму, воспитатель выясняет, что делали дети и для кого.
Рассмотрим еще один вариант проведения НОД. Дети одевали кукол на прогулку во время сюжетно-ролевой игры. Не нашли шапочек, шарфиков и рукавичек. Эта искусственно созданная ситуация послужила толчком для формулирования проблемы на групповом сборе. Дети предлагают разные версии решения проблемы, воспитатель советует нарисовать одежду (украсить готовые силуэты шапочек, шарфиков, рукавичек). Все дети, используя технику «примакивание», украшают силуэты одежды. Но за каждым столом свои формы: 1 «стол» - украшает шапочку, 2 «стол» - рукавички, 3 – шарфы. И главное – изотехника детьми освоена. На втором групповом сборе дети рассказывают о том, кому они оказали помощь и каким образом.
В младшем возрасте взрослый делает выбор варианта самостоятельной работы за детей. К примеру, «поезд» отцепляет вагончики у каждого « стола», или дети получают жетоны с изображением того, что они будут делать, или находят рабочее место по своей фотографии.
Во время проведения НОД в такой форме воспитателю обязательно помогает помощник воспитателя. Желательно, чтобы у каждого «стола» был взрослый помощник. Для этого за помощью можно обратиться к свободным в этот момент педагогам (психологу, руководителю изостудии, старшему воспитателю…) или родителям.
В среднем возрасте детей делят вначале на две подгруппы, но у каждой из них задания разные, например, лепка и аппликация. С одним столом работает воспитатель, с другим – его помощник. Позже организуется третий «стол» для дошкольников, которые самостоятельно без поддержки взрослого могут справиться с заданием. На этом «столе» лежат фотографии детей. Оставшихся девочек и мальчиков делят на две подгруппы двумя способами: первый вариант – дети «вслепую» выбирают карточку – символ «стола», второй вариант – по желанию. Изредка детей делят по половому признаку – это зависит от решаемых задач.
Постепенно, по мере того, как у детей повышается уровень самостоятельности, дошкольники делятся на 3-4 малые подгруппы. Для самостоятельной работы даются задания, форма которых детям хорошо знакома, но наполненные новым содержанием. Выбор осуществляется тремя способами:
- выбор делает воспитатель, раскладывая на «столах» фотографии детей; в этом случае взрослый опирается на задачи развития ребенка, учитывая интересы последнего;
- выбор «вслепую»;
- самостоятельный выбор детей. Тогда количество дошкольников за каждым «столом» ограничивает карточка с числом участников. Если желающих оказывается больше, то воспитатель предлагает другой вид работы или добавляет еще рабочее место (обычно одно-два). Поэтому рабочих материалов должно быть больше, чем предполагаемое количество детей. Это рассчитано и на ребят, которые быстро добиваются поставленной цели и хотят выполнить еще одно задание. Также для дошкольников с высокой скоростью выполнения работ готовятся тематические рабочие листы, которые находятся в предметно-пространственной развивающей среде. Дети их местонахождения хорошо знают.
Что же дает такая форма проведения НОД? Вариативная самостоятельная работа помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей в непосредственно-образовательной деятельности. Тема: "Поможем игрушкам"
Формирование умений: классифицировать, сравнивать, выделять детали и т.д.Пользоваться моделями при составлении описательных рассказов.Развивать творческое воображение....
Итоговая работа «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками»
Итоговая работа«План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деяте...
Конспект психолого-педагогической работы по проведению непосредственной образовательной деятельности «Описание овощей и фруктов»
Описание овощей и фруктов.Цель: Учить составлять описание предмета.Программное содержание: Упражнять в согласовании существительных, прилагательных. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать вним...
Статья «Вариативная самостоятельная работа детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности»
В статье рассматриваются современные подходы к организации ООД, в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь подробно описываются особенности вариативной деятельности и ее значение для развития дошкольни...
Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных
Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...
Рекомендации родителям по работе с детьми. Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Как краски белый лист лечили".
Закрепить навыки работы с кистью, обучать рисованию тремя основными цветами, развивать у детей фантазию и самостоятельность....
Выступление на Педагогическом совете по теме: «Развитие самостоятельности у детей в познавательно-исследовательской деятельности»
1.Способствовать развитию детской самостоятельности и инициативы в выборе партнера, определению задач в совместной деятельности и подборе необходимого материала.2.Способствовать развитию эмоционально ...