Статья «Вариативная самостоятельная работа детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности»
статья (старшая группа)
В статье рассматриваются современные подходы к организации ООД, в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь подробно описываются особенности вариативной деятельности и ее значение для развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_redaktor.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №49
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Статья «Вариативная самостоятельная работа детей в непосредственной образовательной деятельности»
Подготовили
воспитатель
Голубева А.Б.
воспитатель
Филина К.Н.
г. Санкт-Петербург
2015г.
Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта, деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации всех этапах жизни.
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.
Опираясь на выше перечисленные принципы, в нашем дошкольном учреждении была разработана новая форма НОД, в основу которой легла вариативная самостоятельная деятельность дошкольников.
Вариативная деятельность – это деятельность, в которой единое решение проблемы достигается разными способами с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или подгруппы детей, а так же с использованием разных видов деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- познавательно-исследовательской;
- продуктивной (изобразительная, конструктивная и т.д.);
- музыкальной, интеллектуальной.
Вариативная деятельность имеет первостепенное значение для достижения целей общеобразовательной программы, т.к. позволяет решить ряд задач воспитательно-образовательного процесса:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы доброжелательного и гуманного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образования;
- творческая ориентация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Таким образом, развитие в рамках вариативной деятельности выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
На основе данного вида деятельности мы подошли к созданию новой формы организации НОД, которая позволяет успешно реализовывать детские образовательные проекты.
Структура НОД на основе вариативной самостоятельной деятельности дошкольников
- Групповой сбор
- Самостоятельная работа детей дошкольного возраста
- Итоговый групповой сбор
Рассмотрим каждый этап НОД в отдельности.
На первом групповом сборе дети и взрослый обмениваются информацией, обсуждают проблему, планируют индивидуальную и самостоятельную деятельность. Так же решаются некоторые обучающие задачи:
- расширение детских представлений, развитие речи и логического мышления и т. д;
- формирование мотивации к предстоящей деятельности.
Осуществление выбора деятельности происходит или самостоятельно ребенком на основе собственных интересов и потребностей, или взрослым с учетом индивидуальных особенностей детей.
Второй этап НОД – вариативная самостоятельная работа детей. Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность – это высший тип познавательной деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
На этом этапе НОД вмешательство взрослого в деятельности ребенка происходит только с целью помощи в преодолении затруднений в ходе работы. Это может быть устное пояснение, разъяснение или указание. Для облегчения выполнения детьми самостоятельной работы активно используются опорные схемы, модели, алгоритмы.
Задачами этого этапа НОД является:
- реализация индивидуальных планов развития детей;
- обобщение опыта детей, полученного в процессе самостоятельно деятельности.
Во время итогового группового сбора происходит самоанализ и презентация продуктов детской деятельности. Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. На итоговый сбор дети приносят свои работы. Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей. (см. Приложение)
Вариативная самостоятельная работа детей в непосредственной образовательной деятельности:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принцип научной обоснованности и практической применимости;
- отвечает критериям полноты, необходимой и достаточной, что позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного минимума материала;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Приоритет данного вида деятельности – воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Приложение
- Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Если помощь вам нужна, мы ее окажем?»
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/130744.html
- Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Мы дружны всегда во всем, вместе строим новый дом»
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/130285.html
Библиография
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными / Под ред. Т.И.Бабаевой - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» Вторая младшая группа / авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
- От рождения до школы примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп . – М.:Мозаика-синтез, 2014.
- Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» Вторая младшая группа / авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах – вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / под ред. О.Л. Князевой. – М.: Гендальф , 1999.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.
- Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"
"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"
Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...
Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно - образовательной деятельности «В мире звуков»
Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста»Конспект непосредственно - образовательной деятельности&laqu...
Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...
Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности
Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности...
«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности»
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в ФОП ДО. Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной ...