Статья «Вариативная самостоятельная работа детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности»
статья (старшая группа)

Голубева Алёна Борисовна

В статье рассматриваются современные подходы к организации ООД, в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь подробно описываются особенности вариативной деятельности и ее значение для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_redaktor.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №49

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья «Вариативная самостоятельная работа детей в непосредственной образовательной деятельности»

Подготовили

воспитатель

Голубева А.Б.

воспитатель

Филина К.Н.

г. Санкт-Петербург

2015г.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта, деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации всех этапах жизни.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может  потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

  • принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
  • принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
  • принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
  • принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
  • принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
  • принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Опираясь на выше перечисленные принципы, в нашем дошкольном учреждении была разработана новая форма НОД, в основу которой легла вариативная самостоятельная деятельность дошкольников.

Вариативная деятельность – это деятельность, в которой единое решение проблемы достигается разными способами с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка  или подгруппы детей, а так же с использованием разных видов деятельности:

  • игровой;
  • коммуникативной;
  • трудовой;
  • познавательно-исследовательской;
  • продуктивной (изобразительная,  конструктивная и т.д.);
  • музыкальной, интеллектуальной.

Вариативная деятельность имеет первостепенное значение для достижения целей общеобразовательной программы, т.к. позволяет решить ряд задач воспитательно-образовательного процесса:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы доброжелательного и гуманного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образования;
  • творческая ориентация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Таким образом, развитие в рамках вариативной деятельности выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

На основе данного вида деятельности мы подошли к созданию новой формы организации НОД, которая позволяет успешно реализовывать детские образовательные проекты.

Структура НОД на основе вариативной самостоятельной деятельности дошкольников

  1. Групповой сбор
  2. Самостоятельная работа детей дошкольного возраста
  3. Итоговый групповой сбор

Рассмотрим каждый этап НОД в отдельности.

На первом групповом сборе дети и взрослый обмениваются информацией, обсуждают проблему, планируют индивидуальную и самостоятельную деятельность. Так же решаются некоторые обучающие задачи:

  • расширение детских представлений, развитие речи и логического мышления и т. д;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности.

Осуществление выбора деятельности происходит или самостоятельно ребенком на основе собственных интересов и потребностей, или взрослым с учетом индивидуальных особенностей детей.

Второй этап НОД – вариативная самостоятельная работа детей.            Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность – это высший тип познавательной деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

На этом этапе НОД вмешательство взрослого в деятельности ребенка происходит только с целью помощи в преодолении затруднений в ходе работы. Это может быть устное пояснение, разъяснение или указание. Для облегчения выполнения детьми самостоятельной работы активно используются опорные схемы, модели, алгоритмы.

Задачами этого этапа НОД является:

  • реализация индивидуальных планов развития детей;
  • обобщение опыта детей, полученного в процессе самостоятельно деятельности.

Во время итогового группового сбора происходит самоанализ и презентация продуктов детской деятельности. Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. На итоговый сбор дети приносят свои работы. Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей. (см. Приложение)

Вариативная самостоятельная работа детей в непосредственной образовательной деятельности:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • отвечает критериям полноты, необходимой и достаточной, что позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного минимума материала;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в ходе реализации, которых формируются  такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Приоритет данного вида деятельности – воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Приложение

  1. Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Если помощь вам нужна, мы ее окажем?»

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/130744.html

  1. Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Мы дружны всегда во всем, вместе строим новый дом»

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/130285.html

Библиография

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
  2. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Под ред. Т.И.Бабаевой - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  3. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» Вторая младшая группа / авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. От рождения до школы примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп . – М.:Мозаика-синтез, 2014.
  5. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» Вторая младшая группа / авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах – вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / под ред. О.Л. Князевой. – М.: Гендальф , 1999.
  7.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 

Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.
  2. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно - образовательной деятельности «В мире звуков»

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста»Конспект  непосредственно - образовательной деятельности&laqu...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Игра как метод формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности...

«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности»

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в ФОП ДО. Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной  ...