Контрольная работа на тему: " Познавательно – речевое развитие детей в условиях ДОУ"
учебно-методический материал на тему
В работе рассмотрены особенности познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_17g.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа
Познавательно – речевое развитие детей в условиях ДОУ
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
- Психолого - педагогический анализ проблемы познавательно -речевого развития детей дошкольного возраста …….……………..5
- « Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»…………………………………………………………………….7
- Роль предметно - развивающей среды в познавательно – речевом
развитии детей дошкольного возраста……………………………..10
4. Организация предметно - развивающей среды с целью познавательно
- речевого развития детей дошкольного возраста…………………..12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………….15
Приложения……………………………………………………………….16
Говорить умеют все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Тема контрольной работы выбрана нами не случайно.
Речь – яркий показатель развития ребенка.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Но в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Однако,именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Поэтому объектом исследования мы выбрали: познавательно – речевое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Цель работы: рассмотреть особенности познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Задачи работы:
-провести психолого - педагогический анализ проблемы познавательно -речевого развития детей дошкольного возраста
-выделить задачи познавательного и речевого развития в условиях ДОУ с
введением ФГОС
-определить роль предметно - развивающей среды в познавательно – речевом
развитии детей дошкольного возраста
- изучить организацию предметно - развивающей среды с целью
познавательно речевого развития детей дошкольного возраста в ДОУ
1. Психолого - педагогический анализ проблемы познавательно -речевого развития детей дошкольного возраста
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873 - 1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии "Ребенок от года до четырех лет" (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 - 1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Дошкольный возраст - это один из главных этапов развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.
Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию.
В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации/
Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей.
В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и уделяют должное время на формирование познавательно - речевое развитие детей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Таким образом одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие. Данный раздел направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей.
2. «Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»
С 1 января 2014 года в связи с принятием ФГОС произошли корректировки в работе учреждения по познавательно – речевому развитию.
Принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:
- социально–коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Причины низкого уровня речевого развития:
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- короткие связные высказывания;
- непоследовательность при передаче содержание знакомого текста;
-уровень информативности высказывания очень низкий и т. д.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Результаты мониторинга показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
3. Роль предметно - развивающей среды в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста
Одно из условий для полноценного познавательно - речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно - развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы разных сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так - как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности - динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры»
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Таким образом . для успешного решения задач по п –р развитию в доу, необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», принцип «активности»,
принцип «стабильности - динамичности», принцип «комплексирования и гибкого зонирования».
4.Организация предметно - развивающей среды с целью познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольных учреждениях во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методических кабинетах созданы каталоги педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
С целью создания эффективно развивающей предметно - пространственной среды, в группе оформляются познавательно - речевые уголки, представляющие возможность ребенку действовать индивидуально.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, создается настольный театр «Буратино», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группах имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создаются необходимые условия для проведения сюжетно - ролевых игр, что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером - сверстником, партнером - взрослым.
Наиболее успешно используются такие формы как игры - занятия, индивидуальные занятия.
Также используются различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения);
Широко используются средства Т. С. О. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Активное использование развивающих приемов, они носят комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно - речевого развития в семье, является необходимым условием в работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития используются, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
В приемных групп так же оформляются уголки для родителей. В течение года указывается перечень игр по познавательно - речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проводятся консультации «Познавательно - речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно - речевом развитии ребенка». Создаются библиотеки для родителей, куда входят периодические методические и познавательные издания. Проводятся занятие по познавательно - речевому развитию. Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. На которых совместно с родителями изготавливаются пособия по познавательно - речевому развитию. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно - речевого развития ребенка.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы и включение родителей в педагогический процесс способствуют развитию познавательно-речевых навыков детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Таким образом одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие. Данный раздел направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей.
Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС имеет две независимые части: познавательное и речевое развитие
Основные задачи познавательного и речевого развития:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Для успешного решения задач по познавательно – речевому развитию детей в ДОУ необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов:
принцип «дистанции, позиции при взаимодействии»,
принцип «активности», принцип «стабильности - динамичности»,
принцип «комплексирования и гибкого зонирования».
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы и включение родителей в педагогический процесс способствуют развитию познавательно-речевых навыков детей в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
3. http://www.maam.ru/
4. http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи. О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Материалы для педсовета...
Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»
В самообразование подготовлен материал по развитию речи для саморазвития педагога....
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Современные технологии речевого развития детей...
План работы по самообразованию "Речевое развитие детей в условиях внедрения ФГОС"
План работы воспитателя по самообразованию....
Организация работы по речевому развитию детей в условиях ФГОС
Работая в этом направлении, можно сделать вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие...
Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»
Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей...