Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»
консультация (старшая группа)
Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей.
Задачи:
- Раскрыть значимость речевого развития в жизни ребенка;
- Познакомить с понятием «Речевая среда»;
- Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье;
- Дать рекомендации родителям по чтению художественной литературы в домашних условиях.
Форма проведения: «Круглый стол».
План проведения:
1. Вступительная часть.
1. Приветствие родителей, знакомство с темой «Круглого стола».
2. Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
2. Основная часть.
1. Интерактивная игра с родителями «Играем в прилагательные».
2. Игра – обсуждение.
3. Разминка «Наши руки не знают скуки».
4. Диалог с родителями «Вопрос –ответ».
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей.
Задачи:
- Раскрыть значимость речевого развития в жизни ребенка;
- Познакомить с понятием «Речевая среда»;
- Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье;
- Дать рекомендации родителям по чтению художественной литературы в домашних условиях.
Форма проведения: «Круглый стол».
План проведения:
1. Вступительная часть.
1. Приветствие родителей, знакомство с темой «Круглого стола».
2. Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
2. Основная часть.
1. Интерактивная игра с родителями «Играем в прилагательные».
2. Игра – обсуждение.
3. Разминка «Наши руки не знают скуки».
4. Диалог с родителями «Вопрос –ответ».
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
1. Вступительная часть.
(Родители сидят за столами, поставленными по кругу)
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами, так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка и предлагаем поучаствовать в работе «круглого стола» посвященного вопросам развитие речи ребенка в условиях семьи. Мы сегодня не просто будем заслушивать выступление воспитателей, а сами принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свое мнение, делиться опытом.
Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени,например: «Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т. д». Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.
Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т. п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.
Педагогический всеобуч
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Известно,что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Речь - форма общения. Каждый человек рождается лишь со способностью к речи, и эту способность нужно развивать. А развиватьее можно специальными средствами:
- речь ребенка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речевая среда - определенные условия, созданные вокруг ребенка, способствующие речевому развитию;
- речь взрослых, окружающих ребенка;
- игры с пальчиками;
- художественная литература;
Именно эти средства речевого развития ребенка в домашних условия мы подробно разберем.
2. Основная часть.
Родители делятся на две команды.
Интерактивная игра «Играем в прилагательные».
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов –признаков к следующим словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.);
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.);
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.);
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.);
- луна (яркая, растущая и т. д.).
Игра –обсуждение.
У каждой команды лист бумаги и ручка
Воспитатель: Переходим к следующему вопросу. Когда мы озвучивали средства развития речи ребенка, прозвучало такое понятие как «Речевая среда».Следующий вопрос: «Что такое речевая среда в домашних условиях?» - просим команд подумать и записать ответ на этот вопрос на листе.
В итоге воспитатель обобщает ответы команд.
Сегодня я хочу поговорить о том, как организовать дома развивающую речевую среду.
Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.
1. Комната ребенка – развивающий речевой центр. Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?
Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.
Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.
2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком.
Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре.Это могут быть:
• фотографии
• картинки
• игрушки
• фигурки
• статуэтки
Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.
3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам.
Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в стихотворном формате, связанное с этим действием.
Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению текста.
Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там,где вы сможете их прочитать как раз в тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания.
Разминка «Наши руки не знают скуки». Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое внимание оказывается развитие рук, особенно пальцев.Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развития мозга» (предложить родителям поиграть в пальчиковые игры).
Диалог с родителями «Вопрос- ответ».
Воспитатель: Еще один важный вопрос, на который хотелось бы остановить ваше внимание, это знакомство детей с произведениями художественной литературы в домашних условиях. Просим вас ответить на несколько вопросов.
1. Любит ли ваш ребенок слушать произведения худ. литературы?
2. Есть ли любимые произведения у вашего ребенка?
3. Как часто вы читаете своему ребенку?
4. Обсуждаете прочитанное, рассматриваете с ним иллюстрации?
5. С какими произведениями вы предпочитаете знакомить своего ребенка (сказки, рассказы, стихи и т. д.).
6. Как вы считаете, нужно ли вообще знакомить ребенка с художественной литературой?
Воспитатель: детская книга рассматривается как важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Чтение детских книг для детей является любимым занятием.
Это способствует развитию речи. Из книг ребенок узнает много новых слов и образных выражений. Поэтому произведения детской художественной литературы должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомится с памяткой «Как читать детям»
1. Перед прослушиванием худ. произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями ребенка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логическое ударение в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст.
5. Во время чтения не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.
6. Обязательно задайте вопрос по прочитанному.
7. Прививайте ребенку любовь к книге, бережное отношение к ней.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Анкета обратной связи
Уважаемые родители! Для улучшения качества работы по формированию речевой компетентности дошкольников просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Насколько полезным для себя Вы считаете данное мероприятие___(1-10 б.)
2. Изменилось ли Ваше представление о понятии «речевое развитие ребёнка (да, нет, не знаю).
3. Считаете ли Вы, что родители должны принимать активное участие в формировании речевой компетентности дошкольников (да, нет, не знаю).
4. Если Ваш ответ на вопрос № 4 — «Да», то выберите, пожалуйста, те виды родительской деятельности, которые Вы считаете необходимыми для развития речи ребёнка:
— ежедневное чтение книг;
— использование игр для развития мелкой моторики;
— ежедневные беседы с ребёнком на интересующие его темы и темы, важные для его развития;
— иное (указать).
Уважаемые родители, на этом работа «Круглого стола» по вопросам речевого развития детей в условиях семьи подходит к концу. Мы благодарим вас за активное участие в нашем мероприятии и просим оценить его полезность. Если вам понравилось и вы взяли для себя что-то полезное из полученной информации на собрании положите в корзину зеленый кружочек, если не понравилось и ничего полезного вы не услышали на собрании положите красный кружочек в другую корзину. (родители раскладывают кружочки).
До свидание, до скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»
Цели: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагоги...
Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"
Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....
Родительское собрание в старшей группе «Влияние музыки на физическое развитие детей»
Родительское собрание в старшей группе «Влияние музыки на физическое развитие детей»...
Сценарий родительского собрания В старшей группе «Паровозик» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»
Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель: - ознакомление родителей с особенностями развития детей...
Сообщение на родительское собрание в средних группах на тему: «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»
1. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.2. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.3. Структура логопедической работы в нашем детском саду.4. Игровой материал, способствующий ...
Родительское собрание в старшей группе «Радость» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе «Радость»Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».Цель: ознакомление...
Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»
Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.3. С какого возраста необходимо начинать занятия...