Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
материал на тему
Материалы для педсовета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_rechevogo_razvitiya.docx | 240.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии
речевого развития детей
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…,
которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л. В. Выготский
ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
- Создание условий для общения с другими детьми;
- Совместные игры взрослого и ребёнка;
- Удовлетворение любознательности ребёнка;
- Правильная речь взрослого;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Чтение художественной литературы .
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕХНОЛОГИЙ
- Развитие коммуникативных умений детей
- Воспитание культуры общения и речи
- Здоровьесберегающий характер
- Личностно-ориентированное общение с ребенком
- Активная речевая практика каждого ребенка
- Взаимосвязь познавательного и речевого развития
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно - коммуникационная технология;
- Технология развития критического мышления;
- Проектные технологии;
- Игровые технологии;
- Педагогика сотрудничества;
- Групповые технологии;
- Личностно-направленные.
ТЕХНОЛОГИЯ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
(АВТОРЫ: Л.М. ШИПИЦЫНА, О.В.ЗАЩИРИНСКАЯ, А.П.ВОРОНОВА, Т.А.НИЛОВА)
Цели технологии:
- формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;
- создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.
Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.
Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Для решения данных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- моделирование и анализ ситуаций общения;
- сочинение историй, сказок;
- коммуникативные игры.
Применяя технологию «Азбука общения», мы развиваем у детей умение создавать акт общения, умение подбирать вербальные и невербальные средства, умение выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
Теория решения изобретательных задач
(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)
Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.
Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя.
Пример: предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие.
ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.
Синкве́йн
- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США
в начале XX века под влиянием японской поэзии хокку
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
МНЕМОНИКА
– искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»
Автор: О.А. Белобрыкина
Технология активизирующего обучения речи нацелена
на формирование качественной стороны речевой
деятельности детей в процессе общения.
Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).
«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).
«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).
«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).
«Развитие диалогического общения»
Автор: А.Г.Арушанова
Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Образцы ведения диалога ребенок получает
в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.
А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста и «… недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений… овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи».
В качестве основных форм организации диалога А.Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Правила для смелых и упорных педагогов:
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Современные технологии речевого развития детей...
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".
В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...
презентация к семинару "Современные технологии речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Материал содержит полезную информацию для воспитателей об организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...
доклад «Современные технологииречевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »
laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...