Творческий проект "Народная игрушка"
проект (средняя группа) на тему

Ларина Ольга Геннадьевна

Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт творческого краткосрочного проекта

                                                     «Народная игрушка»

для детей средней разновозрастной группы детского сада

проект разработала воспитатель:

Ларина О.Г.

п. Тургеневский

2017 год.

Матрёшка –

добрая посланница

дружбы и любви,

счастья и благополучия.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, игровой.

Вид проекта: групповой, краткосрочный  (1 неделя с 27.03.2017г -31.03.2017г.)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней разновозрастной группы.

Место проведения: детский сад «Сказка»

Проблема:

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Актуальность проекта:
Матрешка — известная на весь мир русская игрушка. Но чем больше в жизни детей различных инновационных технологий (планшеты, телефоны, компьютеры), тем меньше они знают о родном, исконном. А ведь матрешка — удивительная игрушка, как интересно, что же таится внутри, какая она — самая маленькая куколка! У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа. Современные родители очень мало внимания уделяют теме народного творчества, фольклора, считая этот аспект русской культуры необязательным для ребенка. Данный проект доказывает, что тема «народной игрушки», как составная часть знаний о быте русского народа, очень интересна современным дошкольникам, они с удовольствием играют в Матрешку, выполняют различные виды заданий, с ее использованием, обогащают свой словарный запас, приобщаясь тем самым к русской культуре. Игрушки должны быть подобраны таким образом, что бы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития  детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Одной из таких игрушек по праву можно считать матрешку.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству. Систематизирование знаний детей о русской народной игрушке матрешке.

Задачи проекта:

 

Для детей:

- обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;

- систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного творчества;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- обогащать словарь детей;

- развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки.

- воспитывать любовь к традициям.

Для родителей:

- вызвать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемый результат:

- дети проявляют интерес к истории происхождения матрешки;

- дети проявляют бережное отношение к игрушкам;

- у детей развивается мышление, память, выразительность речи;

- развивается активный словарь детей.

Продукт проектной деятельности:

- проведение выставки рисунков «Яркие матрешки».

- оформление альбома «Русская матрёшка»

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- постановка проблемы, совместная формулировка цели;

- рассматривание игрушки матрёшки;

- беседа о матрешках, их разнообразии, совершенствование исследовательских действий, рассматривание цвета, формы, манипуляторные действия с игрушками;

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет);

 - дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, загадки, по теме «матрешка»;

- составление плана реализации проекта « Народная игрушка»;

- консультации для родителей  «Народная игрушка - русская матрешка» (Приложение №18)

 2. Основной этап:

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Ежедневно:

- комплекс утренней гимнастики  «Матрёшки» (приложение 1) 

- комплекс гимнастики пробуждения «Весёлые матрёшки» (приложение 2)

Совместная деятельность педагогов и детей.

 

 

   Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая

в ходе режимных моментов

       1 половина дня

     2 половина дня

27.03.2017.

 Беседа «Наша матрешка»

Приложение № 3

Дидактическая игра

«Бусы для матрёшки»

Приложение № 4

Пальчиковая гимнастика

«Нарядные матрёшки»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика

«Где матрёшка?»

Приложение № 6

Дыхательная гимнастика «Сдуй матрёшку» 

Приложение № 7

Физ. минутка

«Матрёшки»

Приложение № 8

Чтение детям «Стихи о матрёшке»

Приложение №9

Рассматривание альбома

«Русская матрёшка»

28.03.2017.

 

 Беседа «История о матрешке»

Приложение № 3

Дидактическая игра

«Собери матрёшку»

Приложение № 4

Пальчиковая гимнастика

«Мы –красавицы матрёшки»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика

по мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой.

Приложение № 6

Дыхательная гимнастика «Красивая игрушка»

Приложение № 7

Физ. минутка

«Дружные матрёшки»

Приложение № 8

Чтение детям «Матрёшкины потешки»

Приложение № 9

Хороводная игра «Игрушки»

Приложение № 10

29.03.2017.

 Беседа «Из чего сделана матрешка»

Приложение № 3

Пальчиковая гимнастика

«Матрёшки вышли погулять»

Приложение № 5

Дидактическое упражнение «Матрешки разные»

Приложение № 16

Подвижная игра «Шли матрёшки по дорожке»

Приложение № 12

Сюжетно-ролевая игра  «Весёлые матрёшки»

Приложение № 11

Чтение детям С.Маршак «Восемь кукол деревянных»

Приложение № 9

Речевая игра с движением

«Матрёшка, где ты?»

Приложение № 14

 

30.03. 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Почему Матрешку называют символом России?»

Приложение № 3

Дидактическая игра

«Наряди  матрёшку»

Приложение № 4

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика

«Поиграем с матрёшками»

Приложение № 6

 

Дыхательная гимнастика

«Неваляшка»

Приложение № 7

Физ. минутка

«Куколка- матрёшка»

Приложение № 8

Загадывание загадок о матрешке.

Приложение № 13

Музыкальная игра «Мы матрешки»

Приложение № 15

31.03. 2017.

Рассматривание игрушек –Русская матрешка.

Дидактическая игра

«Сложи матрёшку из частей»

Приложение № 4

Пальчиковая гимнастика

«Матрёшка»

Приложение № 5

Подвижная игра « Прятки с матрёшкой»

Приложение № 12

Дыхательная гимнастика

«Мяч»

Приложение № 7

Чтение детям «Матрёшкины частушки»

Приложение № 9

Речевая игра с движением «Русские матрёшки»

Приложение №14

Самостоятельная художественная деятельность. Рисование «Яркие матрёшки»

Приложение №17

3 этап. Заключительный.

Цель: 

- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

- проведение выставки рисунков «Яркие матрешки».

- оформление альбома «Русская матрёшка»

        Информационное обеспечение:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика- Синтез, 2016г.

2.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа- М.: «Карапуз» 2012.

3.Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2014г.

4.Скоролупова О. А.  Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003.

5.Н.Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. – ЦГЛ, 2004.

6.Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –2001г.

7. Интернет ресурсы:

Пальчиковая гимнастика: http://kladraz.ru/blogs/palchikovaja-gimnastika.html

Дыхательная гимнастика: http://ped-kopilka.ru/dyhatelnaja-gimnastika.html

Физминутки  в детском  саду :http://nsportal.ru/detskiy-sad/kartoteka-fizminutok

Загадки :http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-kartoteka-zagadok-html

Дидактические игры: http://blog.dohcolonoc.ru/html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной,  игрушкой.Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.     ...

Творческий проект "Игрушка"

Изготовление игрушек из различных материалов своими руками....

Исследовательско - творческий проект "Игрушки"

Цели проекта:Ø создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.Ø теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, ...

краткосрочный исследовательско-творческий проект "Игрушки"

Актуальность проекта: Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в...

Творческая мастерская "Игрушка на елку"

Занятие с родителями в средней группе "Игрушка на елку"...