Информационно-творческий проект «Игрушки казачат»
проект (старшая группа)

Маманович Екатерина Аркадьевна

Проект разработан как часть воспитательно-образовательной деятельности по реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamanovich_proekt_igrushki.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района

Информационно-творческий проект «Игрушки казачат».

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Маманович Екатерина Аркадьевна.

Проект разработан как часть воспитательно-образовательной деятельности по реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».

С 1 июня 2019 года я начала углубленную работу по реализации регионального компонента «Казачество», продолжая большим интересом изучать историю, культуру, быт донских казаков. Одновременно с этим стала знакомить детей с казачеством. На тот момент это была вторая младшая группа, 3-4 года. С 1 июня 2021 года я стала воспитателем старшей логопедической группы «Казачата» и, продолжая самообразование по изучению истории донских казаков, их культуры, обычаев, быта, и меня заинтересовала тема игрушек донских казачат.  Несомненно, детям очень интересно узнавать как жили их предки, на каждом занятии они проникаются, активно работают, с энтузиазмом разучивают песни, воодушевленно читают стихи и делают многое другое. Но поскольку я работаю с детьми, я решила, что тема игрушек казчат, с чем играли их прабабушки и прадедушки, будет им особо интересна, как и мне. Эта идея подвигла меня на разработку данного проекта, главной идеей которого является, не только изучение истории игрушек донских казаков, их самостоятельное изготовление, но еще и то, что данные игрушки дети могут использовать в своих играх, обыгрывая различные сюжеты, отчасти заменяя бездушные магазинные игрушки, ведь в игрушку, созданную своими руками ребенок вложил свою любовь, тепло и старание. Воспитанники старшей логопедической группы «Казачата» имеют различные нарушения развития компонентов речи и я считаю, что данный проект можно считать не только информационно-творческим, но и коррекционным, корригирующим психо-эмоционалные и когнитивные нарушения в развитии детей, поскольку в процессе изготовлении игрушек задействуется мелкая мускулатура кистей рук, а как результат – развитие мелкой моторики рук, что свою очередь положительно сказывается на развитии звукопроизношения и графомоторных навыков детей. Помимо прочего, создание народной игрушки является своего рода релаксацией и медитацией (я часто включаю спокойные казачьи мелодии или наоборот, веселые песни во время занятий), дети снимают эмоциональное напряжение, расслабляются, уже представляют, какие игры организуют с этими игрушками, либо могут подпевать, как это делали их предки казаки в процессе работы.

Актуальность проекта

 Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых промыслов по изготовлению игрушек. В наше время на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, незнание нашими детьми своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством казачьей культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Игрушки казачат».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам казачьей культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории Донского края. Знакомя детей с народной игрушкой, традициями, обычаями донских казаков мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: приобщение детей к Донской казачьей культуре через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта: 

-  приобщать к истокам культуры донского казачества;

- формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением игрушек;

- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;

- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности;

-  развивать творческие и познавательные способности;

- формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

- развивать речевые умения и мелкую моторику рук;

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный, 6 месяцев 01.07.2021-30.12.2021

Возраст: 5-6 лет.

Участники: воспитатель, дети и родители старшей группы.

Используемые педагогические технологии:

- Проектный метод.

- Здоровьесберегающие технологии.

- Обучение в сотрудничестве.

- Информационно - коммуникационные технологии.

- Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась:

- во время непрерывной образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в совместной деятельности.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

- изучение литературы и информации по теме проекта;

- определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- создание необходимых условий для реализации проекта, подбор материала для развития творчества детей;

- перспективное планирование.

2 этап – основной (практический)

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс приемов и методов по расширению знаний детей о народных игрушках;

- игровая деятельность.

- продуктивная деятельность;

3 этап – итоговый

- выставка детских работ в музее «Казачья горница»;

- вручение подарков мамам воспитанников на День Матери-казачки;

- украшение рождественской елочки в самостоятельно изготовленными елочными игрушками;

- вручение игрушек детям младшей группы.  

Ожидаемые результаты проекта:

дети:

- начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству;

- овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

-  проявят интерес к  самостоятельной творческой деятельности;

- проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

- возрастёт речевая и познавательная активность детей в разных видах деятельности;

- у детей сформируются знания о народной игрушке, культуре и быте донских казаков, о костюмах казаков и казачек.

- начнут применять коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Планируется дальнейшая работа по данной теме

 

Образовательная

область

Мероприятие

Социально-коммуникативное развитие

Театрализованные и режиссерские игры с куклами и лошадками по сказкам и фантазии детей.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Строительство», «Скотный двор», «Дочки-матери».

Игровая деятельность с народными игрушками.

Общение: «Что мы знаем о игрушках», «Какая ваша любимая игрушка», «Игрушки наших родителей, бабушек и дедушек», «Как мы играем с игрушками», «Береги игрушки».

Использование загадок об игрушках.

Оформление в музее «Казачья горница» выставки «игрушки из прошлого».

Развлечение «День Матери-казачки».

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов «Русские народные игрушки», «Казачьи игрушки», «Одежда казаков»

Развивающие игры «Наряди казачку и казака», «Подбери по росту», «Расставь по порядку», «Найди такую же», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки».

Просмотр презентации «Народные игрушки», «Игрушки казачат».

Экспериментальная деятельность «Из чего сделана игрушка»

НОД

Ознакомление с окружающим миром

«Куклы-обереги», «Ярмарка».

Математическое развитие

«Донские скакуны»

Речевое развитие

Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о куклах, лошадках, игрушках.

Словесные игры: «Какой? Какая? Какие?»

НОД «Ярмарка»

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: Разучивание хоровода «Покрова», потешек, песен и частушек о куклах, лошадках, игрушках.

Творческая мастерская: выставка поделок  «Хоровод игрушек».

Рассматривание альбомов с различными игрушками.

Раскрашивание раскрасок по теме.

Изготовление атрибутов к игре «Казачье подворье», «Наряди казака и казачку».

Создание дидактического пособия «Игрушки бывают разные – от современности в прошлое».

НОД

Лепка: «Лошадка»

Ручной  труд «Лошадка из гофрокартона», «Лошадка-качалка», «Кукла-пеленашка», «Кукла из ложки», «Погремушка», «Игрушки на елку – ангел, колокольчик».

Физическое развитие

Подвижные игры «Папаха», «Ляпка», «Скачки на конях», «Салки», «Горшок».

Развивающая среда

Альбомы для рассматривания: «Одежда казаков», «Народные игрушки», «Игрушки из глины», «Тряпичные куклы».

Шаблоны, трафареты по теме.

Настольные игры «Наряди казака и казачку», «Лото», «Что лишнее».

Раскраски по теме.

Выставка народных игрушек.

Игрушки: деревянные матрешки, вязаные куклы, лошадки, оформление игровой зоны «Казачье подворье», куклы-мотанки, тряпичные куклы.

Счетный материал: мелкие деревянные матрешки, плоскостные матрешки, птички-свистульки.

Работа с родителями

Разучивание стихов к развлечению.

Информационные ресурсы:

  1. Астапенко, Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX вв./ Галина Астапенко. – Ростов-на-Дону: Гефест, 2010.-256 с.
  2. Культура Дона [Текст]: литературнохудожественный и искусствоведческий альманах / глав. ред. А.Г. Береговой. – Ростов н/Д : Донской писатель, 2013. – 160 с.: ил
  3.  Хрестоматия по истории донского казачества: (с древнейших времен до 1920 года). - Изд. 2-е, перераб. и доп. / сост. М.П. Астапенко. – Ростовна-Дону: Ростовкнига, 2012.-272 с.
  4. Тикиджьян, Р.Г. История и культура народов Донского края и казачества [Текст]: научнопопулярное и учебно-метод. изд. для национально-регионального компонента образования /Р.Г. Тикиджьян. - Ростов н/Д.: ООО "Донской издательский дом", 2010. — С. 448.
  5. Казачья культура http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ tradition/kazachja-kultura.html
  6. Обычаи и традиции казаков: культура казаков, их нравы и приоритетные качества - http://fb.ru/article/390020/ obyichai-i-traditsii-kazakov-kultura-kazakov-ih-nravyi-iprioritetnyie-kachestva
  7. Традиционная казачья культура https://info.wikireading.ru/136519 КАЗАЧЕСТВО ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА HTTP://COSSACKSCULTURE.MGUTM.RU/KULTURA/ TRADITSII-I-OBYCHAI-KAZAKOV
  8. Казачья культура http://www.banyabelogo.ru/kazachjakultura/ 
  9. Повседневная культура казачества Ирина Санникова https://www.proza.ru/2013/01/11/1219 
  10. Методическая разработка на тему: "Традиционная казачья культура" https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/09/26/traditsi onnaya-kazachya-kultura  
  11.  Традиционная культура казачества http://eiskkkk.ru/index.php/vospitatelnaya-rabota/kazacheobrazovanie/97-traditsionnaya-kultura-kazachestva 
  12. Культура казачества https://revolution.allbest.ru/moscow/00234728_0.html 
  13. Культура казачества https://studfiles.net/preview/2780002/page:2/ 
  14. КАЗАЧИЙ УКЛАД. КАЗАЧЬЯ КУЛЬТУРА http://elankazak.org/poziciya-melixova-v-p/kazachestvo/kazachijuklad-kazachya-kultura 
  15. Бытовая культура и нравы донских казаков. http://kazaksv.ru/index.php/o-kazachestve/kultura https://dikoe-pole.com/2011/11/22/tradicionaya-kulturadonkazak/
  16.  КУЛЬТУРА КАЗАКОВ https://studbooks.net/1057801/kulturologiya/kultura_kazak
  17. Донское ремесло https://folkro.ru/upload/app/doc/Донское%20ремесло.pdf 
  18. Царица микрокосмоса. Что тряпичная кукла расскажет о Донском крае. https://rostov.aif.ru/society/details/carica_mikrokosmosa_chto_tryapichnaya_kukla_rasskazhet_o_donskom_krae 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...

Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...