Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Цветы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Котова Татьяна Николаевна

Конспект образовательной деятельности

 по речевому развитию

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему «Цветы»

                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rechevoe.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по речевому развитию

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему «Цветы»

                                                                     

                                                                     Подготовила:

                                                                                          Воспитатель: Котова Т.Н.

Тема: «Цветы»

Цель: развитие общих речевых навыков.

Задачи:

Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают). Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие

- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у вас оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Игра «Доскажи словечко»

Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Воспитатель читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках... (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный... (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине ...(подснежник)

 

- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

- Где растут садовые цветы? (в саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

- Как называются цветы, которые растут в саду? Это какие цветы (садовые)

- А назовите, какие садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

- А как называются цветы, которые растут в поле? Это какие цветы? (полевые)

- Назовите полевые цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.) А хотите я вам ее покажу? (воспитатель показывает Красную книгу растений Ставропольского края). Теперь вы увидели Красную книгу, но мы посмотрели не все страницы, а остальные страницы этой книги, мы с вами посмотрим позже.  

3. Игра «Назови части цветка»

- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей, и я предлагаю вам собрать цветок из его частей и назвать их.  (каждый ребенок берет часть цветка, крепит на доску и называет ее).

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

- Что идет после корня? (Стебель)

- У цветка есть?... (Листья.)

- Далее после листьев? (Бутон)

- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок).

4. Игра «Сложи цветок»

 - Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи цветок». Перед вами лежат конверты, в которых спрятаны необычные картинки. Выложите их на стол, попробуйте собрать их, и вы увидите, что у вас получится. (дети собирают разрезные картинки)

- Как называются цветы, которые у вас получились? (каждый ребенок называет свой цветок, находит парную картинку целого изображения и вывешивает на доску).

- Посмотрите внимательно, здесь есть один цветок, который не подходит к остальным. ( не подходит одуванчик, потому что это не садовый цветок).  

Молодцы, а мы продолжаем дальше.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

5. Физ.минутка «Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

А теперь я беру мячик и предлагаю вам поиграть в игру «Один –много»

6.Игра «Один - много»

- Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Я называю один цветок, а вы называете много.

Ромашка – ромашки

Василек – васильки

Мак – маки

Колокольчик-колокольчики

Одуванчик – одуванчики

Роза – розы

Тюльпан-тюльпаны

Ландыш – ландыши

Вы молодцы, правильно назвали. А теперь давайте поиграем еще в игру «Назови ласково».

7. Игра «Назови ласково»

Ромашка – ромашечка

Василек – васелечек

Роза – розочка

Тюльпан-тюльпанчик

Пион-пиончик

Молодцы, вы назвали все правильно, а теперь я хочу показать вам одну интересную историю, которую я случайно увидела. Но сначала давайте назовем, какие времена года мы знаем? (Зима, весна, лето, осень.) (показ презентации о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы).

Рефлексия: Ребята, вы сегодня молодцы. О чем мы с вами сегодня говорили?  (ответы детей). А кому что понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет "Экскурсия в краеведческий музей"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет "Экскурсия в краеведческий музей"...

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в страну Математики»

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной  группы компенсирующей направленности  на тему: «Путешествие в страну Математики»...