Образовательная деятельность в старшей группе «Я знакомлюсь со своим городом»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Ознакомление детей с малой Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в старшей группе
«Я знакомлюсь со своим городом»
Программное содержание:
1. Учить прислушиваться к слову русского фольклора, понимать его смысл;
2. Познакомить детей с обычаями людей, живущих в прошлые века; с белгородским фольклором;
3. Развивать речь детей через загадки. Пословицы, интерес к его истории;
4. Закрепить знания детей о родном крае;
5. Продолжать воспитывать любовь к своему родному краю.
ХОД РАБОТЫ.
Звучит мелодия.
Воспитатель
Есть у каждого свой город
Самый лучший и родной
В нем провел ты свое детство
В нем открыл ты шар земной.
Белогорье. Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды. Знаешь ли ты, как выглядело наше Белогорье 400 лет назад?
- Здесь рассталась степь без конца и без края. Белели меловые горы, обрывистые кручи. Синевато-зелеными стенами стояли дремучие леса.
- А какие животные были в те времена?
- В лесах, в степи, по берегам рек, на болотах водилось много разных птиц: гуси, утки, аисты, цапли, дрофы, лебеди.
- Не меньше было и всяких зверей: медведи, волки, косули, серны, лисы, зайцы.
-Но где были люди?
- Люди боялись селиться в нашем краю.
- Но чего они боялись? Почему прятались?
- Боялись половцев, монголо-татар. Всадников на крепких, мохнатых лошадях. За спиной – лук и колчан со стрелами. У пояса - кривые сабли.
- Но почему они их боялись?
- Они грабили и уничтожали селения, уводили в плен жителей, превращали их в своих рабов, забирали имущество, что нельзя было забрать сжигали.
- А почему наш город так назывался?
- Потому, что люди впервые построили его на белой, меловой горе. Самой большой и высокой. Это было давным-давно.
- Чем был наш город давным-давно?
- Крепостью.
- Для чего нужна была крепость? (Для защиты русских людей от врагов).
И вознесся над Донцом
Словно лебедь белый.
Повернувшись в степь лицом
Город-крепость, Белый город.
- А на какой реке стоит наш город? (Северский Донец)
- А какая есть еще река в Белгороде? (Везёлка).
- Верно, она протекает в центре города и впадает в Северский Донец.
Трудно жилось простому народу.
- В каких домах они жили?
- В деревянных избах с земляным полом, с соломенной крышей, печь топилась дровами (по-чёрному). Обнесена изба со всех сторон высокими плетнями и сараями, хлевами, амбарами.
Печь была большая, там могла греться вся семья. В избе был настил – полом называли. Под полом жили телята, ягнята, куры зимой. В избе стоял конник – сундук, лавки, скамейки, стол, божница с иконами.
Стены снаружи и внутри вымазаны глиной и выбелены. Божница украшена шитыми рушниками и «васильками» - пахучими цветами.
- А чем же они занимались? Ведь не было фабрик и заводов.
- Разводили скот. Река Северский Донец была многоводная. Жители крепости занимались рыболовством. Занимались охотой на дикого оленя, бурого медведя, диких коз. Земледелием. Сеяли пшеницу, рожь, горох. Занимались ремеслом. Найдены железные ножи, наконечники стрел, копья – вот чем отличались белгородцы. Крепость перестала существовать, и остался город Белгород.
- Дети, а вы знаете, наши белгородцы не только умели хорошо и много трудиться, но отдыхать и веселиться.
- Где песня льётся, там легче живется.
Песня:
Гусли-мысли заиграйте
Позабавите гостя,
Гостя, гостя дорогого,
Батюшку родного.
Он не часто в гости ездя,
Не подолгу ночуя.
А как ноченьку ночуя
И то затоскуя.
Песня: «Полюшка-Параня»
- Что за песню мы с вами исполнили?
- Что необычного в словах? (старые слова: ездя, ночуя, гусли-мысли).
- Речь в старину была другой, отличалась от современной ( отличались обращения – сударь, сударушка, хозяева).
- А кто знает старинные имена? (Пиит, Ульяна, Фома, Ерема, Параня, Кузьма).
- Но необычной была и одежда у людей. Они сами ткали, сами шили, сами вышивали.
- Что носили? (сарафаны из шерсти, рубахи с длинными рукавами украшены шитьем или вставками из красной материи называются – чохвы, понёва – юбка, передник, покромка – пояс при поневой одежде, запан с рукавом, без рукавов жилетка, кушак – пояс для сарафана, украшение – монист из бисера. На голову – кички (чепец), сороки, кокошник, тканки, а поверху тканок – платок, платки – только девушки. Ткани из парчи, шитье серебро. Без головного убора никто не ходил. На ногах лапти, онучи. Мужчины – рубаха, штаны (портики) домотканые, белые. Верхняя одежда – зипун, кафтан, бешкет с поясом.
- Бывало, в старину собирались девчата и ребята на вечеринках, веселились, загадывали загадки.
- А вы их знаете?
1. Если я пуста бываю, то лежу и отдыхаю. (ложка)
2. Из трубы вьется, в руки не дается. (дым)
3. Барон у хлеву, а рога за хлевом. (бурак)
4. Один бежит, другой лежит, третий клонится. (вода, песок, камыш)
5. Шумит, гуди целый век, а не человек. (ветер)
6. Черна корова, все стадо поколола. (ночь)
7. Вся дорожка усеяна горошком (млечный путь)
Белгородцы славились своими пословицами, шутками, прибаутками. Кто знает пословицы, поговорки?
1. Охота страшная, да учесть горькая.
2. Береги копеечку про черный день.
3. Душа моя не кривая, вся прямая.
4. Чем дальше в лес, тем больше дров.
5. Все едино – что мак, что рябина.
6. Кто пахать не лениться у того хлеб родиться.
7. Какой палец не укуси, все больно.
8. Чай пить - не дрова рубить.
9. Не откладывай дело в долгий ящик.
10. Худ обед, когда хлеба нет.
11. Щи да каша – еда наша.
12. У кого какой вкус – кто любит дыню, а кто арбуз.
А теперь поиграем немножко.
Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко».
Потешки Белгородские.
1. Тарарам, тарарам,
Села баба на баран.
Поехала по горам,
Стой, баба, не беги,
Подай наши пироги,
С луком, с перцем,
С козлиным сердцем.
***
Дождь, дождь пуще,
Дам тебе гущи,
Целую кадушку,
Сверху лягушку.
2. Дождь, дождь припусти,
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться!
***
Дождь, дождь перестань,
Мы поедем на Рязань,
Богу молиться,
Христу поклониться!
***
Солнышко, ведрышко,
Выгляни, высвети,
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
В масло макают.
***
Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.
***
Тары, бары, растабары,
Белы снеги выпадали,
Серы зайцы выбегали,
Красну девку испугали,
Ты, девица, стой,
Сама песни пой!
Воспитатель
Собирались мальчики и девочки на деревенских улицах, без устали бегали, играли, состязались в ловкости, играли в лапту, горелки, городки. Поиграем и мы с вами в игру «Ушушу-ка».
Стук в дверь. Проходит Кузьма.
- Ой, сколько тут свету собралось! Здравствуйте, добрые люди! Здравствуйте хозяева! Петушка вам, да курочку Нюрочку! Я, вижу, вы меня не признали. Домовые мы! Кузьмой зовут. Но чаще Кузей слыву. Здоровается с каждым.
- А ты как к нам попал?
- Сидел я давеча на вашей крыше и слышал, как вы тут про свой город Белгород рассказываете, и про загадки, потешки не забыли. А вот хочу вам рассказать Белгородскую сказку. Хотите ее послушать? Мне рассказывал ее мой прадед.
СКАЗКА
Жил себе жилец, на кустику дворец, на печи изба, на колу ворота. Семь у него овец, восьмой жеребец, девятая собака, десятая дочка Катериночка.
Пришёл волк. Стук об угол и говорит:
- Жилец, жилец, на кустику дворец, на печи изба, на колу ворота. Семь у него овец, восьмой жеребец, девятая собака, десятая дочка Катериночка! Дай овечку. А не то я тебя съем.
Вот и отдал жилец овечку.
На другой день приходит волк опять. Стук об угол и говорит:
- Жилец, жилец, на кустику дворец, на печи изба, на колу ворота. Шесть у него овец, восьмой жеребец, девятая собака, десятая дочка Катериночка! Дай овечку. А не то я тебя съем.
Так волк и перетаскал всех овец, жеребца, собаку. Дошло дело до Катериночки. Катериночку волк пожалел, не съел, а утащил ее в лес и посадил в большую яму. Вот и живет там Катериночка вместе с волком.
Пойдет волк в лес, наносит ей птиц и зверей, она наварит, нажарит, да сядут вместе и наедятся. Волк ляжет спать да скажет: Катериночка почеши меня! Вот она его чешит, а сама шерстку дергает и веревочку сучит, да припевает:
- Все люди спят, и медведи спят, только я не сплю, волчью шерстку пряду.
Волк и спрашивает:
- С кем это ты, Катериночка, разговариваешь?
- Д а с тобой, Волчик.
- Что ж ты говоришь?
- Да и говорю: спи глазок, спи другой.
А сама-то глаза ему зыкрывает. Так и другой и третий раз Катериночка чесала волка, покуда веревку не сплела. Насучивши веревку, взяла да и затянула волку на шее.
- Что это ты, Катериночка, делаешь?
- Да я тебе волку платок на шею завязала.
- Что-то больно мне?
- Ничего, обойдется, стерпится.
А сама и говорит:
- Спи глазок, спи другой.
И забаюкала волка. Волк заснул и захрапел. Тут она взяла и привязала его. А сама бросила другую веревку из ямы, зацепила за пень, да и вылезла из ямы. Пришла домой. Отец обрадовался ей и стали с нею жить да поживать.
Вот добры молодцы! Красны девицы! Спасибо вам за тепло, ласку. Пора и мне честь знать. Будете в наших краях – заходите! До свидания.
Воспитатель.
Ребята о нашем городе написано много книг. Вот эти книги написаны совсем недавно: «Озаренный первым салютом», «Святое Белогорье». Есть поэт И. Чернухин, который родился и вырос на Белгородчине. Он писал:
«Белый город,
Вы края, что меня растили.
Вы учили петь меня,
И любить Россию.
Ребенок.
Город мой любимый,
Белгород родной.
Ты растешь и хорошеешь
С каждою весной.
Город мой прекрасный
Как тебя не любить
Ведь ты участник всех сражений, а это нельзя забыть.
Песня о Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логика непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию Тема «Посуда» с использованием мультимедийного пособия «Помести продукты в свою посуду».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».Цель: ...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Занятие-досуг «Приключения Буратино в городе» в старшей группе.
Воспитание культуры поведения в обществе и в процессе совместной игровой деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Как Гномик потерял свою песенку»
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста направлено на выявление музыкальных способностей....
Конспект итоговый организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: " Путешествие в изумрудный город".
Конспект итоговый организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: " Путешествие в изумрудный город"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе " Сохрани свое здоровье"
Конспект занятия...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Создадим свой театр в группе?»
Тема дня: «Создадим свой театр в группе?»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Интеграция: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художес...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей «Социал...