Конспект НОД Зимнее путешествие в страну звуков
материал на тему

Фарафонова Валентина Петровна
Конспект НОД Зимнее путешествие в страну звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnee_puteshestvie_v_stranu_zvukov.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (логопедического занятия)

для дошкольников

(подготовительная группа)

Учитель-логопед

МБОУ «СОШ №3»,

Фарафонова Валентина Петровна

ТЕМА: «Дифференциация звуков З-С»

«Зимнее путешествие в страну звуков»

ЦЕЛИ: закрепить умение различать на слух данные звуки, автоматизировать их правильное произношение изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи; определять позицию данных звуков в словах, предупреждать оптическую дисграфию. Продолжать учить образованию существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме, учить строить предложения грамматически правильно, развивать моторику, расширять словарь; прививать навык четкого выполнения инструкций логопеда, развивать память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Зима, «волшебная палочка», пособие «Стекло-загадка», пособие «Чудо - звуки». «Снежный ком» (меховой белый мяч), фигурки зайца и снеговика, мешочек с игрушками на З-С, пособие «Найди буквы» (формат А-3), фломастеры, книга с рассказом «Про снежный колобок» Н.Калининой, три сюжетные картинки к рассказу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент 

- Снова к нам в окно стучится

Зимушка-красавица.

Просит, милые ребята,

Вас сейчас представиться.

(И. Кумельская)

Дети и логопед держатся за руки, стоя в кругу, каждый представляется:

 «Меня зовут Саша, я рад вас всех видеть».

(Предполагается, что на занятии присутствуют гости.)

2. Характеристика звуков 

-Друг дружку за руку возьмем,

К стеклу-загадке подойдем.

Мы на стеклышко подуем

И снежинки нежно сдуем.

(И. Кумельская)

На разрисованном «морозными узорами» стекле лежат кусочки ваты. Дети становятся вокруг «Стекла-загадки» и сдувают «снежинки». Когда не останется ни одного кусочка ваты, все увидят изображение букв «З» и «С» на стекле.

-Что вы увидели, ребята?

-Буквы «З» и «С».

- Какие звуки они обозначают?

- «З» и «З’», «С» и «С’».

- Вспомните, какие они?

- Звук «З» согласный, твердый, как камушек. Он звонкий, как колокольчик, свистящий, как свисток.

- Звук «З’» согласный, мягкий, как пушинка. Он звонкий, как колокольчик.(Подобным образом дети характеризуют звуки «С», «С’»).

Выполняя характеристику звуков, дети подходят к пособию «Чудо - звуки» (смотрите рис.) и выкладывают в круге картинки – ассоциации.)

hello_html_m56de6173.jpg

3. Дифференциация в слогах

- Зима долго колдовала,

Заклинание читала.

Повторите наше волшебное заклинание:

За-са-за

Зо-зу-со

Зо-за-са.

(Дети повторяют хором отраженно (вслед за логопедом).)

4. Дифференциация в словах

- В руках ком снежный подержи

И словечко подскажи.

Словечко не простое, а зимнее. Я бросаю вам по очереди «снежок», а вы мне его возвратите и слова со звуками «З», «С» назовите.

Дети могут присесть на колени и прокатить обратно мяч со словами: « Снегурочка, звук «С». Задание можно усложнить инструкцией: «И место звука в этом слове вы найдите».

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- С волшебной палочкой пройду,

В поэтов всех вас превращу.

(И. Кумельская)

(С этими словами логопед касается детей «волшебной палочкой».)

1) Зайцы рядом с волком на колючей елке.

Дождик тоже не простой, в Новый год он…..(золотой).(Д. Веневитинов)

2) У сестрички у Маринки на ладошке две ….(снежинки).(М. Родина)

3) Ой, как больно щиплет нос мне на улице…..(мороз).

4) Гляди, красны, как фонари,

Сидят на ветках……(снегири).

5) Кружатся в небе, как пушинки,

Резные, легкие….(снежинки). (И. Кумельская)

6. Физкультминутка.

Разыграйтесь-ка, метели! (Дети стоя качаются вправо-влево с поднятыми руками)

Гнитесь ниже, сосны, ели! ( Достают кистями ступни ног)

Все, что есть в моем лесу (Круговые движения руками)

Я засыплю, занесу! (Руки движутся вверх-вниз).

Возможен вариант:

Артикуляционная гимнастика

а) Язычок наш похвалился

И в сосульку превратился (упражнение «сосулька»- язычок острый).

б) Язычок не унывал,

Он узоры рисовал (движения языком влево, вправо, вверх, вниз).

7. Дифференциация в словосочетаниях

-Заглянули в гости к нам

Снеговик и заяц.

Похвалите их, чтоб у нас

Дружба завязалась.

Да не просто похвалите,

Ласково их назовите.

(И. Кумельская)

(На столике стоят фигурки снеговика и зайца).

 Дети по очереди им говорят комплименты: зайчишка (какой?) – пушистенький , трусливенький, короткохвостенький.)

8. Дифференциация в предложениях

- Друзьям подарки мы подарим,

Звуки в словах не потеряем.

Ребята, в моем необычном мешочке – подарки для снеговика и для зайца. В названиях подарков спрятались звуки «З» и «С» . Какие игрушки мы подарим с-с-снеговику?

-Игрушки, в названии которых спрятался «С».

- А какие приготовим для з-з-зайчика?

- Игрушки, в названии которых есть «З».

(Игрушки логопед может положить в мешочек или заранее разложить на столике.)

- Я подарю с-с-снеговику санки.

- Я хочу подарить з-з-зайчику коз-зленка.

(Можно уточнять позицию звука в слове.)

9. Дидактическая игра «Буковки»

Логопед показывает изображения букв «с» и «з» (пособие «Стекло-загадка»), рассказывая потешки про них:

С- от бублика кусок.

Кто-то съел в нем правый бок.

(Г.Г. Галкина)

Буква З и цифра 3! Как похожи, посмотри. (Г.Г. Галкина).

Можно предложить детям повторить хором каждую потешку вслед за логопедом.

А теперь наши руки помогут нам изобразить букву «С». (Дети выполняют построение буквы с помощью кистей рук, логопед проверяет правильность выполнения задания.) А теперь – буква «З».

hello_html_15f027b6.jpghello_html_6afd1983.jpg

- На картинку посмотрите,

Буквы «С» и «З» найдите.

(На доске – сюжетная картинка (пособие «Найди букву»). Дети подходят по очереди, обводят фломастером по контуру найденные буквы.)

hello_html_m1b4d2da6.jpg

10. Дифференциация в связной речи

- Вы послушайте рассказ

О снежном колобке сейчас.

(Логопед читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Дети отвечают на вопросы по тексту, ищут слова со звуками «С», «З». Проводится словарная работа.)

- Вьюга злобно бушевала

И картинки разбросала.

Их, чтоб рассказ нам обыграть,

Местами нужно поменять.

(И. Кумельская)

(На доске – три сюжетные картинки. После повторного чтения текста логопедом дети переставляют их в логической последовательности, затем пересказывают (1-2 чел.)

11. Итог занятия

-Ладошками прикроем глазки

И возвратимся мы из сказки

В наш любимый детский сад,

В группу номер пять, назад.

(И.Кумельская)

Понравилось ли вам путешествие? Что больше всего?

(Дети отвечают на поставленные вопросы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект занимательного дела «Путешествие в Страну звуков»

Конспект занимательного дела «Путешествие в Страну звуков» целью которого является: развитие диалогической и монологической речи; упражнение в подборе признаков предметов и согласование их с суще...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну звуков»

Целью  образовательной деятельности является закрепление навыков  звукового анализа и синтеза слова...

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука С"

Конспект открытого занятия по автоматизации звука "С"....

Конспект НОД «Зимнее путешествие по стране звуков» в логопедической группе для детей 6–7 лет с участием родителей

Цель: создание условий для расширения партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, повышение уровня родительской компетентности по формированию представлений о развитии...

Презентация. Развлечение с участием родителей "Зимнее путешествие в страну звуков" в подготовительной к школе группе

Цель: создание условий для расширения партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, повышение уровня родительской компетентности по формированию представлений о развитии...