Конспект НОД Зимнее путешествие в страну звуков
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimnee_puteshestvie_v_stranu_zvukov.docx | 51.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (логопедического занятия)
для дошкольников
(подготовительная группа)
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ №3»,
Фарафонова Валентина Петровна
ТЕМА: «Дифференциация звуков З-С»
«Зимнее путешествие в страну звуков»
ЦЕЛИ: закрепить умение различать на слух данные звуки, автоматизировать их правильное произношение изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи; определять позицию данных звуков в словах, предупреждать оптическую дисграфию. Продолжать учить образованию существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме, учить строить предложения грамматически правильно, развивать моторику, расширять словарь; прививать навык четкого выполнения инструкций логопеда, развивать память, внимание, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Зима, «волшебная палочка», пособие «Стекло-загадка», пособие «Чудо - звуки». «Снежный ком» (меховой белый мяч), фигурки зайца и снеговика, мешочек с игрушками на З-С, пособие «Найди буквы» (формат А-3), фломастеры, книга с рассказом «Про снежный колобок» Н.Калининой, три сюжетные картинки к рассказу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
- Снова к нам в окно стучится
Зимушка-красавица.
Просит, милые ребята,
Вас сейчас представиться.
(И. Кумельская)
Дети и логопед держатся за руки, стоя в кругу, каждый представляется:
«Меня зовут Саша, я рад вас всех видеть».
(Предполагается, что на занятии присутствуют гости.)
2. Характеристика звуков
-Друг дружку за руку возьмем,
К стеклу-загадке подойдем.
Мы на стеклышко подуем
И снежинки нежно сдуем.
(И. Кумельская)
На разрисованном «морозными узорами» стекле лежат кусочки ваты. Дети становятся вокруг «Стекла-загадки» и сдувают «снежинки». Когда не останется ни одного кусочка ваты, все увидят изображение букв «З» и «С» на стекле.
-Что вы увидели, ребята?
-Буквы «З» и «С».
- Какие звуки они обозначают?
- «З» и «З’», «С» и «С’».
- Вспомните, какие они?
- Звук «З» согласный, твердый, как камушек. Он звонкий, как колокольчик, свистящий, как свисток.
- Звук «З’» согласный, мягкий, как пушинка. Он звонкий, как колокольчик.(Подобным образом дети характеризуют звуки «С», «С’»).
Выполняя характеристику звуков, дети подходят к пособию «Чудо - звуки» (смотрите рис.) и выкладывают в круге картинки – ассоциации.)
3. Дифференциация в слогах
- Зима долго колдовала,
Заклинание читала.
Повторите наше волшебное заклинание:
За-са-за
Зо-зу-со
Зо-за-са.
(Дети повторяют хором отраженно (вслед за логопедом).)
4. Дифференциация в словах
- В руках ком снежный подержи
И словечко подскажи.
Словечко не простое, а зимнее. Я бросаю вам по очереди «снежок», а вы мне его возвратите и слова со звуками «З», «С» назовите.
Дети могут присесть на колени и прокатить обратно мяч со словами: « Снегурочка, звук «С». Задание можно усложнить инструкцией: «И место звука в этом слове вы найдите».
5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- С волшебной палочкой пройду,
В поэтов всех вас превращу.
(И. Кумельская)
(С этими словами логопед касается детей «волшебной палочкой».)
1) Зайцы рядом с волком на колючей елке.
Дождик тоже не простой, в Новый год он…..(золотой).(Д. Веневитинов)
2) У сестрички у Маринки на ладошке две ….(снежинки).(М. Родина)
3) Ой, как больно щиплет нос мне на улице…..(мороз).
4) Гляди, красны, как фонари,
Сидят на ветках……(снегири).
5) Кружатся в небе, как пушинки,
Резные, легкие….(снежинки). (И. Кумельская)
6. Физкультминутка.
Разыграйтесь-ка, метели! (Дети стоя качаются вправо-влево с поднятыми руками)
Гнитесь ниже, сосны, ели! ( Достают кистями ступни ног)
Все, что есть в моем лесу (Круговые движения руками)
Я засыплю, занесу! (Руки движутся вверх-вниз).
Возможен вариант:
Артикуляционная гимнастика
а) Язычок наш похвалился
И в сосульку превратился (упражнение «сосулька»- язычок острый).
б) Язычок не унывал,
Он узоры рисовал (движения языком влево, вправо, вверх, вниз).
7. Дифференциация в словосочетаниях
-Заглянули в гости к нам
Снеговик и заяц.
Похвалите их, чтоб у нас
Дружба завязалась.
Да не просто похвалите,
Ласково их назовите.
(И. Кумельская)
(На столике стоят фигурки снеговика и зайца).
Дети по очереди им говорят комплименты: зайчишка (какой?) – пушистенький , трусливенький, короткохвостенький.)
8. Дифференциация в предложениях
- Друзьям подарки мы подарим,
Звуки в словах не потеряем.
Ребята, в моем необычном мешочке – подарки для снеговика и для зайца. В названиях подарков спрятались звуки «З» и «С» . Какие игрушки мы подарим с-с-снеговику?
-Игрушки, в названии которых спрятался «С».
- А какие приготовим для з-з-зайчика?
- Игрушки, в названии которых есть «З».
(Игрушки логопед может положить в мешочек или заранее разложить на столике.)
- Я подарю с-с-снеговику санки.
- Я хочу подарить з-з-зайчику коз-зленка.
(Можно уточнять позицию звука в слове.)
9. Дидактическая игра «Буковки»
Логопед показывает изображения букв «с» и «з» (пособие «Стекло-загадка»), рассказывая потешки про них:
С- от бублика кусок.
Кто-то съел в нем правый бок.
(Г.Г. Галкина)
Буква З и цифра 3! Как похожи, посмотри. (Г.Г. Галкина).
Можно предложить детям повторить хором каждую потешку вслед за логопедом.
А теперь наши руки помогут нам изобразить букву «С». (Дети выполняют построение буквы с помощью кистей рук, логопед проверяет правильность выполнения задания.) А теперь – буква «З».
- На картинку посмотрите,
Буквы «С» и «З» найдите.
(На доске – сюжетная картинка (пособие «Найди букву»). Дети подходят по очереди, обводят фломастером по контуру найденные буквы.)
10. Дифференциация в связной речи
- Вы послушайте рассказ
О снежном колобке сейчас.
(Логопед читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Дети отвечают на вопросы по тексту, ищут слова со звуками «С», «З». Проводится словарная работа.)
- Вьюга злобно бушевала
И картинки разбросала.
Их, чтоб рассказ нам обыграть,
Местами нужно поменять.
(И. Кумельская)
(На доске – три сюжетные картинки. После повторного чтения текста логопедом дети переставляют их в логической последовательности, затем пересказывают (1-2 чел.)
11. Итог занятия
-Ладошками прикроем глазки
И возвратимся мы из сказки
В наш любимый детский сад,
В группу номер пять, назад.
(И.Кумельская)
Понравилось ли вам путешествие? Что больше всего?
(Дети отвечают на поставленные вопросы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Конспект занимательного дела «Путешествие в Страну звуков»
Конспект занимательного дела «Путешествие в Страну звуков» целью которого является: развитие диалогической и монологической речи; упражнение в подборе признаков предметов и согласование их с суще...
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну звуков»
Конспект открытого занятия...
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну звуков»
Целью образовательной деятельности является закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова...
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука С"
Конспект открытого занятия по автоматизации звука "С"....
Конспект НОД «Зимнее путешествие по стране звуков» в логопедической группе для детей 6–7 лет с участием родителей
Цель: создание условий для расширения партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, повышение уровня родительской компетентности по формированию представлений о развитии...
Презентация. Развлечение с участием родителей "Зимнее путешествие в страну звуков" в подготовительной к школе группе
Цель: создание условий для расширения партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, повышение уровня родительской компетентности по формированию представлений о развитии...