Проект "Мини - огород в детском саду"
проект на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромской области
Разработала воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №18 «Родничок»
Новикова Т.Н
г. Шарья
2016г.
Радость труда - могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.
Актуальность
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними
Тип проекта
По продолжительности – среднесрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.
В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;
воспитатели групп;
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
- учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно- подготовительный
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
- Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.
- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
- подбор необходимого материала для создания огорода;
- выявление знаний детей о жизни растений;
- составление перспективного плана.
2 Этап. Рефлексивно диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
Непосредственная работа в огороде
Образовательная область «Познание»
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.
Игровые задания и поручения на порядковый счет.
Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.
Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,
Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.
«Насекомые помощники».
Выставка зарисовок.
Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»
Вопросы для обсуждения:
— Можно ли есть немытые овощи? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?
- «Что делают с зерном?»
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».
Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.
Образовательная область «Речевое развитие»
Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.
Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
Где выращивают фрукты? (в саду)
На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Как растёт хлеб?
Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
Словесные игры:
«Овощное, фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.
« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.
«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Примерные вопросы для интервью:
— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
- Зачем людям хлеб?
Составление рассказа по картине «В огороде».
Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,
разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование:
Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).
Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
4 этап. Заключительный
Оформление материалов проекта:
Итоговый продукт проекта:
Выставка гербариев (панно из листьев).
Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.
Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»
Праздник «Осенины»
- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
- Макет «Строение растения».
- Коллекция «Растение и его семя».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Получение знаний детей о жизни растений.
· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
- дети средней и старшей группы;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
- видео презентации;
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Риски
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде
4. Дефицит необходимых семян
5. Гибель рассады
1 вариант – посадка овощей
2 вариант – посадка злаковых культур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мини-музеи в детском саду"
Цель проекта: Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду....
Проект "Мини-музей" в детском саду
"Мини-музей" в средней группе...
Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют це...
Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики ост...
Проект «Мини-футбол в детском саду»
Проблема: снижение интереса к спортивным играм ведет к дефициту двигательной активности и нарушению функциональных возможностей организма. Актуальность: С раннего детства любимой и одной из первых игр...
Стихи для презентации проекта " Мини огород в детском саду"
В детских садах зачастую есть мини огороды, где воспитатели с детьми и их родителями стараются вырастить овощи. По окончании данного проекта администрация детского сада просит презентовать свои грядки...