Проект "Мини - огород в детском саду"
проект на тему

Новикова Татьяна Николаевна

 Проект "Мини - огород в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx553.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

городского округа город  Шарья Костромской области

                Разработала воспитатель первой квалификационной категории

                 МБДОУ детский сад №18 «Родничок»        

                                                                                           Новикова Т.Н

г. Шарья

        2016г.        

                                                                        Радость труда - могучая воспитательная сила.

                                                              В годы детства каждый ребенок должен

                                                                     глубоко пережить это благородное чувство.

 В. А. Сухомлинский

 Пояснительная записка                                                                                                    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

 Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Актуальность

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними

Тип проекта

По продолжительности – среднесрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта –  познавательно-игровой.

В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;

воспитатели групп;

Цель: расширение и обобщение знаний о культурных  растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.

Задачи:

  • расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
  • учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
  • развивать познавательные и творческие способности детей;
  • формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
  • Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

 Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно- подготовительный        

- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.

- Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.

- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.

- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

- подбор необходимого материала для создания огорода;

- выявление знаний детей о жизни растений;

- составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно диагностический          

 Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап.  Практический

Непосредственная работа в огороде

Образовательная область «Познание»

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

Игровые задания и поручения на порядковый счет.

Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:

Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.

Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.

Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,

Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.

 «Насекомые помощники».

Выставка зарисовок.

 Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли есть немытые овощи? Почему?

 — Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?

-  «Что делают с зерном?»

Рассматривание семян растений;  наблюдение за рассадой;  наблюдение за ростом и развитием растения.

Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

Сюжетно-ролевые игры -  «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».

Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.

Образовательная область «Речевое развитие»

Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.

Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:

Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)

На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)

Где выращивают фрукты? (в саду)

На чем вырастают фрукты? (на деревьях)

Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Как растёт хлеб?

Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

Словесные игры:

«Овощное,  фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.

« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.

«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

Примерные вопросы для интервью:

— Как вы думаете, что такое огород?

 — А что такое сад?

 — В чем отличие между садом и огородом?

 — В чем польза овощей и фруктов для человека?

 — Ваш любимый овощ? Почему?

- Зачем людям хлеб?

Составление рассказа по картине «В огороде».

Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».

Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

Заучивание загадок об овощах и фруктах.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

составление рассказа «Лето на огороде»,  «Как я помогаю на  огороде»,

разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,  О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Рисование:

Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».

Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».

2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».

3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).

Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

 Труд: Посадка семян цветов и овощей;  высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные  индивидуальные трудовые поручения.

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье:  «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

4 этап. Заключительный        

Оформление материалов проекта:

 Итоговый продукт проекта:

Выставка гербариев (панно из листьев).

Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.

Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»

Праздник «Осенины»

- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

- Макет «Строение растения».

- Коллекция «Растение и его семя».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Получение знаний детей о жизни растений.

· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое обеспечение.

 Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

- дети средней и старшей группы;

- родители воспитанников (совместная деятельность);

- воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

- видео презентации;

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

Риски

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

4. Дефицит необходимых семян

5. Гибель рассады

1 вариант – посадка овощей

2  вариант – посадка злаковых культур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мини-музеи в детском саду"

Цель проекта: Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду....

Проект "Мини-музей" в детском саду

"Мини-музей" в средней группе...

Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют це...

Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики  ост...

Проект «Мини-футбол в детском саду»

Проблема: снижение интереса к спортивным играм ведет к дефициту двигательной активности и нарушению функциональных возможностей организма. Актуальность: С раннего детства любимой и одной из первых игр...

Стихи для презентации проекта " Мини огород в детском саду"

В детских садах зачастую есть мини огороды, где воспитатели с детьми и их родителями стараются вырастить овощи. По окончании данного проекта администрация детского сада просит презентовать свои грядки...