Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
проект (подготовительная группа) на тему
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В подпроекте "Хлебное полюшко" представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ» | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
Вид проекта: авторский.
Участники проекта: дети старшего
дошкольного возраста, педагоги, родители.
Масштаб проекта: долгосрочный (учебный год).
Автор: Турышева Ирина Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Одной из форм интегрированного обучения является создание в ДОУ мини-музея.
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
В течение учебного года мною разработаны подпроекты: мини-музей театральных кукол, «Елочная игрушка вчера и сегодня», «Чайная пара», «Хлебное полюшко».
В последнем подпроекте представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.
ПОДПРОЕКТ: «ХЛЕБНОЕ ПОЛЮШКО»
(эксперимент - как возможность познания мира природы)
Актуальность:
Современные дети сильно оторваны от природы и редко с нею общаются, хотя такая потребность существует. Одну из таких возможностей открывает мини-музей природы под открытым небом.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Опыты и наблюдения в природе имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Так на примере выращивания зерновых культур ребенок может самостоятельно проследить путь от зерна до булочки на столе.
В результате эксперимента у детей формируется ценностное отношение к хлебу.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (5 месяцев).
Предмет исследования: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес).
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
Цель проекта: Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
- познакомить детей с циклом развития зерновых культур через опытно-экспериментальную деятельность;
- расширять представления детей о существующих в природе взаимосвязях на примере злаковых культур;
- развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и наблюдений за злаковыми культурами;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Место проведения: Группа (уголок природы), участок детского сада для проведения экспериментальной деятельности.
Обеспечение проекта:
1.Посадочный материал: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес);
2. Орудия труда: лопатки, лейки, емкости для проращивания зерна;
3. Дополнительный материал: таблички с названием культур, дневник наблюдений, детские энциклопедии, фото и видео материалы, репродукции картин «Рожь» И.Шишкина, «Жатва» Перова.
4. Художественная литература: «Колосок» украинская народная сказка, русские народные пословицы и поговорки о хлебе, загадки (Приложение 4).
Предполагаемый результат:
Дети практически пройдут процесс преобразования зерна в каравай, через опытно-экспериментальную деятельность.
Выполнение проекта:
- Подготовительный этап:
- На начальном этапе работы детям был предложен устный опрос, вопросы которого направлены на выявление представлений детей о том, как хлеб появляется на столе (Приложение 2).
В ходе обработки данных опроса выяснилось, что у детей сформировано понятие хлеб только в значении готовой продукции (буханка хлеба).
- Вниманию родителей предложены вопросы анкеты (Приложение 3). Результаты анализа анкет показали, что большинство родителей оценивают важность работы в данном направлении лишь формально.
- Основной этап:
- Создание проблемной ситуации: Воспитатель читает украинскую народную сказку «Колосок». Спрашивает детей:
- Откуда появился колосок?
- Какой хлеб из него может получиться?
- Что можно еще испечь из муки?
Предлагает подумать: что бы было, если бы не было колоска, зерна, муки?
После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог:
- Узнать, какие зерновые культуры существуют?
- Какие злаки используют для производства хлеба?
- Какую продукцию получают из муки?
Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать альбом «Как хлеб на стол пришел».
Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
1. Спросить у взрослых.
2. Прочитать книги.
3. Посмотреть телепередачи.
4. Узнать из интернета.
5. Узнать у сверстников.
К работе по реализации проекта активно привлекаются родители. Воспитатели вместе с детьми продумывают и пишут объявление для родителей:
Дорогие наши мамы и папы!
Мы знакомимся с процессом приготовления хлеба, чтобы создать альбом «Как хлеб на стол пришел». Поэтому нам требуется ваша помощь в поиске необходимой информации. Расскажите нам, пожалуйста, какие зерновые культуры существуют, откуда они берутся, какие злаки используют для производства хлеба и что готовят из муки? Ваши сыночки и дочки.
- Этап сбора информации:
- рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса: чем похожи, чем отличаются;
- рассматривание репродукций картин Шишкина «Рожь», Перова «Жатва»;
- рисование колосьев злаковых культур по клеточкам;
- Непосредственно Образовательная Деятельность: «Откуда хлеб пришел» (Приложение 5);
- Просмотр видео презентации «Откуда хлеб берется?» (Приложение 6).
- организация выставки мини-музея «От зерна до каравая» (куда входят репродукции картин, детская художественная литература, практический материал для самостоятельного детского творчества, зерновые культуры: пшеница, овес, рожь;
- Создание новой проблемной ситуации: Воспитатель спрашивает детей:
- А можем ли мы на своем участке вырастить рожь, пшеницу?
- Какие условия необходимы для роста злаковых культур? Обсуждение.
- Цикл практических дел:
- Включение родителей в совместную деятельность:
- помощь в создании ландшафта на участке детского сада;
- приобретение необходимого инвентаря;
- Объединение детей в рабочие группы (пшеничное полюшко, ржаное полюшко, овсяное полюшко). Оформление табличек.
- Совместная трудовая деятельность по подготовке «Хлебного полюшка» к посадке семян;
- Посадка злаков разными способами: 1. Замоченным зерном;
2. Сухим зерном.
- Уход за посадками (полив, рыхление почвы, подвязка всходов).
- Ведение дневника наблюдений за посадками (1 раз в неделю) и дневника наблюдений за погодой (ежедневно).
- Выполнение листовок «Берегите Хлеб!» (задание для детей с родителями). Развешивание листовок в помещениях других дошкольных групп.
- Рисование «Батюшка каравай». Чтение пословиц и поговорок о хлебе.
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр;
- Мастер-класс: изготовление поделок из соломы (кукла, лошадка) для детей и родителей.
- Итоговый этап:
- Создание экспозиции мини-музея «Откуда хлеб пришел» (из материалов, полученных в процессе проекта).
- Викторина: «Хлеб всему голова» для детей старших групп;
- Создание альбома «Как хлеб на стол пришел»;
- 29 августа – Хлебный спас. Уборка урожая: «Снопушка» (фольклорный праздник) (Приложение 7), на основе древних русских традиций.
- 21 сентября – «Осенины» - благодарение Матери – Земли. Выпекание каравая из муки нового урожая (участие детей в процессе замешивания теста). Пение народных песен, хороводов.
- Представление для родителей видео презентации об экспериментальной деятельности: «Как мы хлеб растили» (Приложение 8), с рассказом детей об этапах работы. Подведение итогов: Что было сделано? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Что хотели бы еще узнать? С кем можем поделиться полученными знаниями?
В результате проведенной работы:
У детей:
- Происходит осознание ценности хлеба;
- Появляется заинтересованность в познании объектов природы, поиске нового;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы;
- Развивается свободное общение со взрослыми и детьми, умение (по плану и по образцу) рассказывать о процессе выращивания и производства хлеба;
- Умение осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.
У родителей:
- Появляется гордость за успехи своего ребенка.
- Появляется заинтересованность к делам группы; формирование доверительных отношений к детскому саду.
- Появляется повышение самооценки, через совместную практическую деятельность с ребенком.
- Появляется уважительное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.
У педагога:
- Внедрение новых форм работы в воспитательный процесс.
- Повышает эффективность коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ путем создания мини – музея, обеспечивающего полноценное развитие всех видов детской деятельности и становление личности ребенка.
- Развивает проектную деятельность детей исследовательского типа.
- Повышает компетентность родителей в области воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание картинной галереи в мини-музее в группах детского сада" (консультация для воспитателей)
Что такое мини-музей в детском саду?...
Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"
Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....
мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"
«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...
Тематическая выставка "С днем победы" в мини-музее группы №2 детского сада № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области
Макеты"Аллея славы" и "Вечный огонь" в группе № 2 детского сада №6 г.Кирово-Чепецка Кировской обл. сделаны родителями из бросового материала....
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
Мини музей в группе детского сада
Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...
Мини-музей в группе детского сада
В нашем детском саду активно работали мини-музеи в группах, созданные педагогами, детьми и родителями. Представляем наш опыт работы в рамках годового проекта ДОУ "Мини-музей в группе"....