Проект "Мини-музеи в детском саду"
проект по окружающему миру на тему
Цель проекта: Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzei_v_detskom_sadu.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» ПРОЕКТ «Мини-музеи в детском саду» г. Калачинск – 2011 г. |
«Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед ним всеми цветами радуги»
В.А.Сухомлинский
1. Актуальность
Наш город Калачинск в последние годы очень изменился, стал красивым, цветущим, развивающимся. Налажено производство, торговля, сервис. Имеется много образовательных учреждений, культурных центров. Есть городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами.
Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». А, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус.
Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
2. Тип проекта
- По числу участников проекта: групповой;
- По методу, доминирующему в проекте: творческий, практико-ориентированный, игровой;
- По продолжительности: среднесрочный;
- По характеру контактов: среди участников ДОУ.
3. Цель
Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду.
4. Гипотеза
Вовлечение воспитанников и их родителей в совместную деятельность по созданию мини-музеев значительно повышает качество воспитательного процесса.
5. Задачи проектной деятельности
1) Вовлечь воспитателей, родителей и детей в совместную деятельность по созданию мини-музеев в детском саду;
2) Раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка и взрослого, сформировать суждения и оценки, вызвать интерес к посещению музеев;
3) Разработать план по созданию и использованию мини-музеев;
4) Создать систему мотивации и стимулирования проектной деятельности;
5) Сформировать у детей элементарные представления о создании музейной коллекции, прививать интерес к экспонатам мини-музеев, воспитать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества;
6) Ввести в активный словарный запас детей слова музейной лексики.
6. Виды деятельности по использованию мини-музеев
Познавательная деятельность | Продуктивная (художественная) деятельность | Игровая деятельность |
Рассматривание экспонатов. Сравнение предметов. Классификация по материалу, величине, настроению, характеру. Речевая деятельность (составление описательных, творческих рассказов). | Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация. Изготовление атрибутов для игры «Музей», «Выставка» - афиши, билеты. | Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры Праздники Викторины |
7. Этапы реализации проекта
В процессе создания музейного комплекса сотрудники детского сада попробуют себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (АВГУСТ 2011 г.)
1. Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Мини-музеи должны получиться разными и по оформлению, и по содержанию.
2. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищает собственный проект, который строится по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
3. Методическая служба детского сада разрабатывает критерии конкурса на лучший мини-музей, которые должны обсуждаться с коллективом после защиты проектов.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) (СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ 2011 г.)
1. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах.
2. Родители приносят экспонаты, помогают в оформлении.
3. Воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники по желанию становятся экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ
(ДЕКАБРЬ 2011 г.)
Положение о смотре-конкурсе мини-музеев в МБДОУ «Детский сад №5»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
________/Ржеутская Л.Ф.
20 июля 2011 г.
Цели смотра:
- Организация и создание в ДОУ полноценной развивающей среды, способствующей воспитательно-образовательной работе с детьми.
- Способствование общению, совместной работе воспитателя с детьми и их семьями.
- Выявление творческих способностей воспитателей в роли дизайнеров, музееведов, историков.
Проведение конкурса
I этап (август) – выбор темы, названия, разработка модели, выбор места размещения, защита проекта музея на итоговом педсовете.
Показатели смотра-конкурса | Оценка, баллы |
1. Оформление (чертеж, схема) | 5 |
2. Описание (оборудование, экспонаты) | 5 |
3. Название первой ознакомительной экскурсии | 5 |
4. Перспективы развития | 5 |
5. Варианты участия детей и родителей | 10 |
II этап (сентябрь – ноябрь) – непосредственное оформление музея – 10 баллов
III этап (декабрь) – подведение итогов смотра-конкурса на лучший мини-музей на педсовете
Смотр на III этапе
Показатели смотра-конкурса | Оценка, баллы |
1. Участие в первых двух турах | Сумма набранных баллов |
2. Как мини-музей вписывается в интерьер группы | 10 |
3. Учет возрастных особенностей детей | 10 |
4. Описание использования музея в работе с детьми | 10 |
Жюри конкурса: члены методического и попечительского советов, родительского комитета.
По результатам конкурса выдается денежная премия из ФОТ:
I место – 500 руб.;
II место – 300 руб.;
III место – 200 руб.
Прогноз
Реализация нашего проекта позволит получить следующие результаты:
- У ребенка сформируется высокая познавательная мотивация, он станет исследователем, открывателем, творцом;
- У родителей появится уникальная возможность увидеть и поддержать индивидуальность каждого ребенка, активизировать все механизмы в его саморазвитии;
- У педагога появится возможность для активного и творческого самовыражения и позиционирования себя в профессии
8. Описание мини-музеев
Мини-музей «Музей коллекций» создан Н.А.Голозубовой (воспитатель подготовительной группы)
В подготовительной группе собрано несколько видов коллекций, которые имеют общее название «Музей коллекций». В него входят следующие коллекции: «Игрушки из киндер-сюрпризов», «Чудо пуговки», «Морские ракушки и камушки», «Мини автомобили», «Деревянные чудо-игрушки», «Фантики от вкусняшек», открытки, фишки.
Место для хранения коллекций доступно для детей, т.е. в любой момент ребенок имеет возможность полюбоваться предметами, потрогать, пообщаться со сверстниками. Все экспонаты «Музея коллекций» хранятся в красивых, прочных коробочках, эстетично оформленных и расположены они на специальных полочке и столе. При организации работы по коллекционированию у детей формируется бережное отношение к экспонатам. Экспонаты «Музея коллекций» используют в разных видах деятельности дошкольников. При формировании элементарных математических представлений дети закрепляют представления о величине (высоты, длины) в возрастающем или убывающем порядке. Использование экспонатов в изобразительной деятельности помогает воспитывать у детей стремление передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились. Также коллекции используются в качестве развивающей речевой среды и расширении представлений у детей о многообразии окружающего мира.
Каждый ребенок старается пополнить какую-нибудь из коллекций очередным экспонатом. Наши родители поддерживают детей в этом увлекательном занятии.
Мини-музей «Рукодельница» создан под руководством Л.Р.Литвин (воспитателя средней группы)
Размещен на стене групповой на стене групповой комнаты. Экспонаты находятся на полке шкафа, стене.
Основная задача музея: познакомить детей с историей происхождения вязания. Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. В музеях разных стран мира рядом с древнейшими орудиями труда можно увидеть первые ножницы для стрижки овец, гребни, которыми чесали шерсть, веретена, прялки и, конечно же, спицы деревянные, костяные и металлические. Естественная потребность человека к красоте. Стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство. Сегодня ручное вязание привлекает все больше людей, покоряя своей красотой и широкими возможностями для проявления творческой фантазии. Вязать можно крючком, на спицах, на машине. Вязание является одним из распространенных видов рукоделия. Вязать можно любые предметы одежды и декоративные предметы, используемые в быту. Очень важно, чтобы дети знали, откуда берутся такие красивые вещи.
Мини-музей «Гори, гори, моя свеча» создан под руководством Пермяковой Е.А. (воспитателя старшей группы).
Размещен в доступном для обозрения месте, на тумбочке в групповой комнате.
Экспонаты: свечи разной формы, разного цвета, разные по значению. Изготовлены из воска и геля. В музее находятся рисунки, поделки на тему «Свеча».
Задачи:
- Воспитание прекрасного;
- Расширение кругозора;
- Знакомство с историей свечи, ее предназначение в быту;
Наш музей посещают не только дети и родители данной группы, но и воспитанники других групп, а также сотрудники детского сада. Посещая музей, гости пополняют его новыми сувенирами.
Мини-музей «Волшебные стеклышки» создан под руководством воспитателей речевой группы Шагиной Е.Ю., Лаврищевой Н.Н.
Размещение: групповое помещение, экспонаты расположены на полках.
Содержание и экспонаты: в музее собраны экспонаты из стекла. Представлено два вида стекла: обычное и хрусталь. Все экспонаты можно разделить на группы: по цвету (прозрачное, разноцветное и с эффектом отражения); по форме (обычное: бутылки, колбы, стаканы и т.д. и необычное: игрушки, вазы, туфельки, статуэтки, копилки, бокалы и др.); по применению в различных областях (в медицине, в автомобилях, в доме и т.д.). Все они поражают красотой, изысканностью и изобилием.
Задачи: знакомство с историей рождения стекла, с изделиями из стекла и их применением в различных областях.
Как используется: проводятся экскурсии как для детей, так и для родителей, воспитателей детского сада. Экспонаты можно использовать на занятиях (развитие речи, изодеятельность).
Мини-музей «Деревянное чудо» создан под руководством воспитателями второй младшей группы Трушиной С.А. и Артамоновой Н.В.
Расположение. В доступном для детей игровом уголке, на специально созданном стенде и расписном деревянном столике
Основная идея – показать, какие разные бывают игрушки, сувениры, посуда, сделанные из древесины; познакомить ребят с их историей.
Содержание. В мини – музей собраны, сохранившиеся в семьях, деревянные изделия. Здесь, с помощью иллюстраций, можно увидеть предметы, которых нет в нашем уголке ( деревянные дома, сундуки, орудие труда, оружие и различные деревянные игрушки ).
Задачи: познакомить детей с деревянными предметами, историей их появления, использованием их в повседневной жизни
Темы экскурсий:
- «Какие сокровища прячет лес»
- «Лес кормит, радует»
- «Русская деревянная игрушка»
Мини-музей «Пуговка» создан под руководством воспитателя средней группы Каскирбаевой В.Н.
Размещение. На стене и в шкафу групповой комнаты. Пуговицы и изображения из них крепятся на потолочных плитах, которые прикреплены к стене шкафа. Коллекция пуговиц, поделки, игры находятся в шкафу, постоянно доступны детям.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах.
- Вызвать познавательный интерес при ознакомлении с окружающим.
- Развивать мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук. Совершенствовать фантазию и воображение.
Содержание. Пуговицы разного размера, вида (с «ушком», с двумя, четырьмя отверстиями), цвета.
Игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Составь картинку», «Одень куклу», «Сосчитайка», «Подбери по цвету» и т.д.
- Продуктивная деятельность:
Рисование. «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп)
Лепка. Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине ( «Гусеница», «Мишка»…)
Конструирование. Создание изображений из пуговиц с использованием ниток, клея, цветного картона («Бабочки», «Солнышко», «Кораблик», «Красивый цветок», «Стрекоза» и т.д.)
Ручной труд. Пришивание пуговиц. Нанизывание (бусы, браслеты)
Мини-музей «Живая память поколений» создан под руководством воспитателей подготовительной группы Пивоваровой Г.В. и Варавиной В.С.
Расположение. На стене у входа в групповую комнату. Экспонаты располагаются на стене и столах.
Основная идея – показать, какими разными бывают медали, ордена и значки; познакомить с их историей.
Содержание и экспонаты. В мини - музее собраны две коллекции. Коллекция медалей и орденов и коллекция значков. Особый интерес у детей вызывает коллекция значков. Они с большим интересом рассматривают и рассказывают, что изображено на каждом значке и что это означает. Каждый из детей может быть экскурсоводом в нашем мини – музее.
Основные задачи:
- Знакомство детей с новыми коллекциями медалей и значков.
- Воспитание чувство гордости за свой народ.
«Мини-музей раковин»
В старшей группе создан мини-музей сказочной красавицы, русалочки Ариэль под руководством воспитателей Варавиной В.С., Федоровой Н.Я.
«Музей раковин» подарит Вам незабываемое ощущение, как будто Вы попали в сокровищницу самого Нептуна. Здесь собраны ракушки со дна и побережья Черного моря. Калейдоскоп красок, изящество рисунка, «кружево» известняка, фарфоровый глянец восхитит Вас изысканными изгибами своих форм, удовлетворит любое воображение.
Самая большая раковина коллекции – 25 см., а самая маленькая – всего 1 см.
В этом замке подводного мира можно послушать шум морского прибоя, а также увидеть жемчужину в «морских цветах».
В мини-музее есть экспонаты, сделанные руками человека: салфетка из ракушек, бусы и брошь из жемчуга.
9. Результат
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни.
Словарь музейной лексики
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Бывают исторические, литературные, краеведческие музеи, музеи изобразительных искусств. Музей-квартира, дом-музей – квартира, дом писателя, художника, исторического лица, сохраненные после его смерти как музей.
Музейщик – Работник музея, специалист по музейному делу.
Музейная редкость (о редкой ценной вещи)
Экспозиция – размещение каких-то предметов, выставляемых для обозрения.
Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее.
Экскурсия – поездка (коллективная или индивидуальная), посещение с образовательной или увеселительной целью. (Например: экскурсия в музей)
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
Коллекция – систематизированное собрание каких-то предметов (коллекция древних монет, минералов, картин, значков, почтовых марок и т.д.)
Коллекционер – тот, кто собирает какую-либо коллекцию.
Литература
- Педагогическое проектирование в дошкольном учреждении (методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольных учреждений).- Калачинск, 2008
- Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. СПб.,1999.
- Некрасова – Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2000.
- Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
- Дошкольное воспитание 2008/1 стр.48
- Киселева Л.С., Данилина Т.Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (Пособие для руководителей и практических работников ДОУ) М.: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Комментарии
Замечательный проект!
Замечательный проект!