Мастер класс по технологии ТРИЗ
статья на тему

Теория решения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_triz.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

Уважаемые коллеги, прежде чем перейти непосредственно к практической части возможно у вас возникли вопросы. Что же такое ТРИЗ?

И так ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми:

  • беседу,
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры,
  • Прослушивание музыки,
  • инсценирование и моделирование ситуаций,
  • выполнение практических работ.
  • Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
  • В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.

Можно выделить следующие этапы работы:

На  первом  этапе: научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т. е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например: чем похожи цветок и дерево?

На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др.

На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.

Для более полного представления о методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1 этап. Используются, игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения.

«Хорошо-плохо»  В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Например: Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.

Например: загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

2 этап, дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

И ТАК смастерим? «Сюрреалистический рисунок»

В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Участники разбиваются на тройки, один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.

Например: первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий куриные лапки и т. д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.

3 этап. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

Ли́мерик – это английский вариант организованной нелепицы. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Например: Первая строка – выбор героя (буро-зеленый ягуар). Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу плясал). Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал, хвостом как крыльями махал). Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (великанов всех напугал).

Как правило, лимерика начинается со слов которые  соответствует русскому фольклорному зачину “Жил-был”.

Однажды увидел чудак

Во сне, что он ест свой башмак

Он вмиг пробудился

И убедился,

Что это действительно так.

Буро – зеленый ягуар

По небу плясал

Хвостом как крыльями махал

Великанов всех напугал.

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Один из Методы ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм.

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

  • как уберечь продукты от мышей;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

 

А теперь Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

 1 группа Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",

2 группа промяукайте "Солнечный круг»

 Использование  метода ТРИЗ  в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.

Дети решают проблемные ситуации в сказках. Предлагаю на практике в этом убедиться.

Одна подгруппа педагогов зачитывает сказку,

 а другая подгруппа педагогов отвечает на вопрос.

СКАЗКА №1 №2

Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Чем Вам понравился или не понравился  мой мастер класс?».

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ...

Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...

Мастер - класс с использованием ТРИЗ -технологий

Мастре - класс с использованием ТРИЗ технологий...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер класс. Образовательная технология ТРИЗ.

ТРИЗ - это направление в педагогике, которое развивает творческое мышление....

Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».

Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...