Мастер класс по технологии ТРИЗ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Здравствуйте коллеги!
Много гостей, много новостей!
Чтоб мастер-класс был веселей
Отвечайте поскорей!
Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.
Уважаемые коллеги, прежде чем перейти непосредственно к практической части возможно у вас возникли вопросы. Что же такое ТРИЗ?
И так ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми:
- беседу,
- сюжетно-ролевые и дидактические игры,
- Прослушивание музыки,
- инсценирование и моделирование ситуаций,
- выполнение практических работ.
- Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
- В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.
Можно выделить следующие этапы работы:
На первом этапе: научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т. е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например: чем похожи цветок и дерево?
На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др.
На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.
Для более полного представления о методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1 этап. Используются, игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения.
«Хорошо-плохо» В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Например: Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.
Например: загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
2 этап, дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
И ТАК смастерим? «Сюрреалистический рисунок»
В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Участники разбиваются на тройки, один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.
Например: первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий куриные лапки и т. д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.
3 этап. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Ли́мерик – это английский вариант организованной нелепицы. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Например: Первая строка – выбор героя (буро-зеленый ягуар). Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу плясал). Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал, хвостом как крыльями махал). Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (великанов всех напугал).
Как правило, лимерика начинается со слов которые соответствует русскому фольклорному зачину “Жил-был”.
Однажды увидел чудак Во сне, что он ест свой башмак Он вмиг пробудился И убедился, Что это действительно так. | Буро – зеленый ягуар По небу плясал Хвостом как крыльями махал Великанов всех напугал. |
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Один из Методы ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм.
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
- как уберечь продукты от мышей;
- как оставить кусочек лета в зиму.
А теперь Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.
1 группа Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",
2 группа промяукайте "Солнечный круг»
Использование метода ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.
Дети решают проблемные ситуации в сказках. Предлагаю на практике в этом убедиться.
Одна подгруппа педагогов зачитывает сказку,
а другая подгруппа педагогов отвечает на вопрос.
СКАЗКА №1 №2
Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Чем Вам понравился или не понравился мой мастер класс?».
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ...
Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...
Мастер - класс с использованием ТРИЗ -технологий
Мастре - класс с использованием ТРИЗ технологий...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер класс. Образовательная технология ТРИЗ.
ТРИЗ - это направление в педагогике, которое развивает творческое мышление....
Мастер-класс "Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми"
мастер-класс...
Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...