Мастер - класс с использованием ТРИЗ -технологий
материал на тему
Мастре - класс с использованием ТРИЗ технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_s_ispolzovaniem_triz-tehnologiy.docx | 662.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия «Сообщество»
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ:
«ИНСТРУМЕНТЫ ТРИЗ – СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ»
Составил:
Хакимова Э.А.,
воспитатель
Цель мастер – класса: Знакомство с ТРИЗ технологией и возможностями использования в работе педагогов дошкольного отделения с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов дошкольного отделения с технологией ТРИЗ;
- раскрыть возможности ТРИЗ посредством дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Дата проведения: 06.11.14
Время проведения: 13:00 – 4:00
Участники: педагоги дошкольного отделения.
План проведения мастер – класса:
2) Выступление «Использование элементов ТРИЗ в музыкальном воспитании воспитанников старшего дошкольного возраста». Отв: Хакимова Э.А., регламент: 15 мин.
Выступление «Использование элементов ТРИЗ
в музыкальном воспитании дошкольников».
Хакимова Э.А., воспитатель
Уважаемые педагоги, добрый день! Представляю вашему вниманию мастер-класс , посвященный используемым мной методам и приемам ТРИЗ-технологии:
- Метод морфологического анализа
В основе восприятия музыки лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. С помощью Кругов Луллия я закрепляю и систематизирую знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах.
Примечание: в данной работе я представляю пособия, созданные как разновидность Кругов Луллия. Берутся два круга одного диаметра (я использовала старые пластинки), разделяются на одинаковое количество секторов (от 4до 8, обклеиваются. На них располагаются предметные картинки, а в середине я установила стрелки, которые свободно двигаются. С их помощью любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.
В работе я использую два типа заданий:
1 тип: Найди реальное сочетание (Р. С.) . Ребенок объединяет с помощью стрелки подходящие к заданию картинки.
2 тип: Объясни необычное сочетание (Н. С.) . При раскручивании стрелок на кругах рассматривается случайное соединение карточек. Ребенок пытается с достаточной степенью достоверности объяснить их сочетание.
С целью использования элементов ТРИЗ- технологии в музыкальной деятельности я изготовила следующие пособия, которые можно использовать не только в Непосредственно Образовательной Деятельности «Музыка», но и в самостоятельной деятельности дошкольников.
«Определи настроение музыкального произведения»
П. с. Активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода.
Работа с пособием по 1 типу:
а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга»из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне) .
б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на светлом фоне).
По 2 типу, случайно соединив пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию. (например, если веселая пиктограмма совпадет с картинкой грустной осени, можно предположить, что просто в хмурый день вспомнилось о веселом лете и т. п.)
«Отгадай, чье произведение? »
П. с.: Закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.
Работа с пособием по 1 типу: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Щелкунчика с портретом П. Чайковского и т. п.)
По 2 типу: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка «Шествия гномов» не с портретом Грига, а с Римским –Корсаковым, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй, т. к. Римского –Корсакова называют сказочником в музыке и т. п.)
«Угадай, какой инструмент»
П. с : Закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.) Для этого на одном круге изображены картинки музыкальных инструментов, а на другом –только их части.
Работа с пособием по 1 типу: найти реальное сочетание, из каких частей они состоят;
По 2 типу: пофантазировать, как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например: баралайка, скриподудка, фортебаян)
«Времена года»
Для развития исполнительского творчества можно применять другое пособие: на первом круге расположить картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента.
Работа с пособием по 1 типу: а) ребенок выбирает стрелкой время года, вспоминает музыкальное произведение о нем и выбирает на другом круге инструмент для украшения музыки; (например, музыку А. Вивальди «Весна» -звучанием дудочки и металлофона; «Лето. Гроза» - барабаном)
По 2 типу: при случайном выборе сочиняет свою музыку.
2.Метод обучения составлению рассказа об объекте
по алгоритму «Волшебная дорожка»
Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
Вот фрагмент занятия «Музыка» с использованием данного приёма (видео фрагмент).
М. р. - Ребята, мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется?
- Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске.
- Пройдем по ступенькам и многое узнаем.
Работа со схемой: каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать. Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение; Маски Солнышка напоминают о настроении; Кит помогает определить жанр музыки; Мишка с шариком –подсказывает назвать регистр (звуковысотность) ; Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение; Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки; Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музы-кального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.
Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.
3.Символическая аналогия и мнемодорожки
Интересно на занятиях проходит словесная игра «Хорошо – плохо» Мы рассуждаем с детьми о том, например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди) Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и т. п.) Или другой пример: самодельный музыкальный инструмент это хорошо? (Хорошо, потому, что можно придумывать разную музыку или украшать ее звучание) А плохо – почему? (нет нот, можно придумав, не запомнить, забыть, самодельный инструмент может легко сломаться и т. п.)
В разделе «Пение» очень удачно проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам, используя метод «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся»
1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся.
2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся 3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки, Один серый, другой белый, спрятались в канавке.
4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый, гуси мои, гуси! »
5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе. Один серый, другой белый, кланялись бабусе.
4.Синектика. Эмпатия.
Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения.
Даётся задание перевоплотиться: а) придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;
б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко… почему, как вы думаете)
Заключение:
Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у детей, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет воспитанникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.
Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять технологию ТРИЗ, не знаю, пусть прилетят бабочки белого цвета
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»
В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...
Мастер - класс Тема: Использование образовательной технологии Зиганова М.А. «ИнтеллекТ» в развитии детей дошкольного возраста.
Цели: развитие интеллектуальных способностей повышение мотивации сниж...
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер-класс с элементами ТРИЗ-технологии на муниципальном уровне в рамках педагогического сообщества
мастер-класс...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Мастер класс: Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО
Практическое освоение технологии ТРИЗ....