Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»
презентация по теме
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Поэтому тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ- педагогики в повседневной жизни детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_master_klassa.docx | 26.69 КБ |
prezentatsiya_k_master_klassu.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей.»
Добрый день уважаемые коллеги, гости , члены жюри! Меня зовут ….. Я воспитатель дс №28.
Обратите ,пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю, не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И вы, уважаемые коллеги, раз вам удалось разглядеть то, что спрятал художник ,тоже не лишены нестандартности в мышлении.
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности..
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Поэтому тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ- педагогики в повседневной жизни детского сада ».
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) , созданной российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
С чего начать? Давайте начнем с того, что посмотрим на листочки, которые лежат перед вами. Мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но что никто не видит. Скажите мне, пожалуйста, что нарисовано у вас? А у Вас? Давайте дорисуем предметы так, чтобы все поняли, что прячет в себе листочек.
Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение. Данную игру можно применять в работе уже с трехлетними детьми.
Мы знаем, что наша жизнь состоит из противоречий. Поэтому умение разрешать противоречия позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.
Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, иметь сердце –это хорошо или плохо? Хорошо –почему? Плохо – почему? Ну и на чем мы с вами остановимся? Хорошо или плохо?(Сделать вывод).
Вы уже поняли, что данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ. Переходим к более сложным методам:
1) Метод проб и ошибок;
2) Метод фокальных объектов;
3) Метод мозгового штурма ;
4) Метод каталога.
Рассмотрим каждый метод в отдельности.
Метод проб и ошибок. Это метод поиска нового Он используется для решения несложных задач.
Например: на прогулке ребята играют в мяч. Он закатывается под веранду, откуда его трудно достать. Как это можно сделать? (……) Ответы детей: Коля решил достать мяч длинной палкой. Сёма заявил: «Мяч может достать дрессированная собака». Аня сказала, что можно снять две доски с пола веранды и достать мяч. Каждый из этих ответов для ребенка- маленькое открытие.
Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что мы придумываем новый объект, используя свойства окружающих объектов. Например, посмотрев на эту картину дети придумали новое животное "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Всем нам известный Метод мозгового штурма - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. При этом используется личный опыт детей. Результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование. Темами мозгового штурма могут быть такие:
как уберечь продукты от мышей;(ответ)
как не намокнуть под дождем без зонта;(ответ)
как оставить лето в зиму
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо". Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
Использование МШ в работе со сказкой
Задание 1: изменяем характер героя.
Прочитали русскую народную сказку «Гуси – лебеди» и придумали новый необычный образ Бабы Яги:(какой например?)молодая девушка в спортивном костюме, ездит на машине.
Таким образом рождается новая сказка с другим героем.
Задание 2: изменяем концовку сказки.
Прочитали сказку «Теремок» и спросили детей: «Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, чтобы в нем мог жить медведь?»
Задание 3: восстанавливаем сюжет измененной сказки.
Например: «Лисичка со скалочкой».
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, подняла ее и говорит: «Пойду-ка на базар, продам эту скалочку и куплю себе пряники!»
Дети: «Нет, она подняла скалочку и пошла в деревню…
Этот прием позволяет детям вспомнить знакомую сказку и пересказать ее.
Одним из приемов МШ является решение сказочных задач.
Например:
- Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленком не стал?
- Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой?
На прогулке очень эффективны приемы фантазирования.
Например: Задумывались ли вы над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?
Дети представляют себя на месте облака. (Прием эмпатии.)
Еще один известный тризовский метод - МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (или каталога
Посмотрите внимательно на таблицу и скажите мне если бы вы изобретали стул, каким бы вы его сделали? Почему? Для кого?
(Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. )
Видео: Мои воспитанники представят тризовские игры
«Моделирование маленькими человечками(изменение молекулярного строения вещества от его состояния – твердое, жидкое, газообразное),
Системный оператор (пятиэкранка) дети усваивают понятие о том, что весь мир это система объектов, но и любой объект в свою очередь тоже состоит из частей и имеет прошлое, настоящее и будущее.
Круги Луллия. На этих кругах может быть изображено все, что угодно. Играя дети развивают воображение, мышление, речь.
Я надеюсь, что вы обогатили свое творческое воображение. Поэтому хочу предложить вам несложную задачу.
Морфологический ящик В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника?
Спасибо за внимание! Желаю вам творческих успехов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самые лучшие и непревзойденные оригиналы и креативщики – это дети!
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»
Методы ТРИЗ педагогики. Метод каталога Метод фокальных объектов Метод системный анализ Метод морфологического анализа Моделирование маленькими человечками Метод мозгового штурма Метод проб и ошибок Мышление по аналогии Типовые приемы фантазирования
Морфологический ящик В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Друзья Цвет волос белые рыжие черные Белов _ + _ Рыжов _ _ + Чернов + _ _
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...
Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей
Дети легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ. Они позволяют вольно и легко общаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретате...
Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»
Мастер - классТема: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми» 1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса. Уважаемые коллеги! Вашему вним...
«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.Задачи:1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;2...
Консультация для воспитателей "Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников"
ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность....
Мастер-класс Тема: «Применение технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей с ЗПР»
Передача опыта работы педагога по применению технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей....