Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Тема «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста »
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности.
Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2. Укреплять субъективную позицию педагогов.
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
Слайд 1
Коллеги, для мастер - класса нужны 6 участников.
Ход работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас на мастер-класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 2 (методы)
Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Дети по своей природе очень изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, они замечают то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
В теории ТРИЗ существует статистика, которая гласит, что творчески одаренные личности составляют – дети в пятилетнем возрасте, они дают до 90% оригинальных ответов, к 7 годам это количество утрачивается до 20%, а взрослые лишь составляют 2%
Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Я бы хотела подробнее остановиться на методе «Системный оператор»
Для рассмотрения метода «Системный оператор» введём несколько определений. Мы не навязываем детям терминологию, но взрослым, работающим с детьми по данной технологии , знать её необходимо.
Итак, мир состоит из систем. Системой может быть всё: карандаш, машина, муравей, журнал и т.д.
Слайд 3 (девятиэкранка) – рассмотреть, объяснить.
«Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием.
Работа с «Системным оператором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно, при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.
Рассмотрим на примере систему (объект) «дом»
Делать мы будем это словесно. Слайд 4
1. Система (объект) ДОМ
2. Выявляем надсистему (частью чего является дом) – улицы, города…
3. Выявляем подсистему объекта (из чего состоит дом) – крыша, дверь, окно…
4. Выявляем прошлое системы объекта (чем был в прошлом) – хижина, лачуга, шалаш..
5. Выявляем будущее объекта (какой дом будет в будущем) – умный дом, дворец, комплекс…
Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка.
Для более успешного запоминания порядка рассматривания системы можно использовать стихотворение «Что-то», автор М.С. Гафитулин
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Практическая работа с «Системным оператором»
«Повторялка» (на аудиторию)
Педагоги выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные педагоги «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Как видите, этот метод, с одной стороны, предельно прост. Но, с другой стороны, он позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если занимаются по данной методике.
Ещё один метод, на котором я хочу остановиться – это «Метод моделирования маленькими человечками» Слайд 5
На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога.
У вас на столах лежат различные предметы (называют три предмета: ваза, кубик, тарелка).
Попробуйте отделить часть от целого (проводят эксперимент - не получается).
- Почему у вас не получилось? (потому, что предметы твердые).
- Какие человечки живут в твердых предметах? (те, которые крепко держатся за руки - твёрдые человечки)
- Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь? (Стакан с молоком; водой; соком).
- Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? (Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)
- В жидкости живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом это - жидкие человечки.
- А вот в этих коробочках, тоже живут человечки. Откроем коробочки, и вы их почувствуете (открывают, нюхают).
- Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в коробочке? (Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах).
- Как называется это вещество? (Газообразное), там живут газообразные человечки.
Слайд 6 Обратите внимание на экран, «Твёрдые человечки» можно ещё обозначать большой буквой Т, «Жидкие человечки» - Ж, «Газообразные человечки» - Г.
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Педагоги - выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Ведущий говорит:
камень - берутся за руки,
сок - становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,
воздух - отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
(береза, тетрадь, пар, молоко, дым)
А сейчас я усложню задачу, я предлагаю вам привести примеры веществ, материалов, или предметов по готовым схемам.
СХЕМЫ
Примеры схем и варианты ответов (Соответствующие человечки изображены буквами)
1234
Внутри чего-то твёрдого – что-то жидкое
Варианты: бутылка с водой, вид бассейна сверху, яйцо и др.
Внутри жидкого – твёрдое
Варианты: остров в море, рыба в аквариуме и др.
Что-то твёрдое на жидком, которое на твердом.
Вариант: лужа на асфальте, в луже листок
Твердое, внутри газообразное, находится на жидком.
Вариант: мяч на воде.
- А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ, я приготовила для вас буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...
Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационной группе «Малышок»»
master.docx (18.9 КБ)...
Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на ...
МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
С данным мастер-классом я выступала на методическом семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Мастер -класс для родителей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
quot;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер – класса - повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе...